«Капитал» пересмотрел культовую антиутопию Терри Гиллиама с Брюсом Уиллисом и Брэдом Питтом, сравнил с недавно стартовавшим телесериалом от SyFy и пришел к неутешительным выводам.
Очень хочется верить, что ожидаемое с прошлого года детище телеканала SyFy не попадется на глаза 74-летнему Терри Гиллиаму — режиссер все-таки уже в солидном возрасте, может и расстроиться. Создатели сериала «12 обезьян», несмотря на все предварительные заверения в нежной любви к оригиналу, обошлись с фильмом 1995 года довольно жестоко — скомкали, наделали в нем дырок, лишили логики, здравого смысла, убедительности и растянули все это на 13 эпизодов.
Главный вопрос, которым задавались застывшие в ожидании реанимации старого сюжета зрители: кто сыграет ключевых героев?
В фильме Гиллиама рецидивиста Джеймса Коула, путешествующего во времени, чтобы спасти население Земли от вымирания, сыграл Брюс Уиллис. Пожалуй, «12 обезьян» — едва ли не единственная в фильмографии актера картина, где он так убедительно пускает слюни (кто не помнит — сцена в сумасшедшем доме), хватает грязными руками каждого встречного за грудки, делает страшные лица, таращит глаза, изображает невменяемость и фанатичность. Кроме того, угрюмый Коул — редкий пример персонажа Уиллиса, который даже не пытается шутить.
В общем, живой, потный, грязный и отчаянный герой Уиллиса, перекочевав в сериал, мутировал в картонного, аккуратно небритого и нестриженого истеричного мужика, которого играет кареглазый Аарон Стэнфорд из франшизы «Люди Икс». Он, как и в оригинале, мечется между будущим и прошлым в попытках предотвратить распространение в 2015 году смертельного вируса, который к 2043 выкосит 7 млрд людей (в фильме Гиллиама герои скорбят по 5 млрд). Правда, в отличие от Коула образца 1995-го, делает это настолько бестолково, что на примерно пятом перемещении во времени от его метаний начинает укачивать, а на десятом — клонить в сон. Герой Стэнфорда производит впечатление скорее комичное, чем трагичное — он постоянно причитает, нервничает и кричит людям, встреченным во времени, предшествующем смертельной эпидемии: «Вы все мертвы!!!».
Герою же Брэда Питта из оригинальной версии повезло еще меньше. Образ сумасшедшего, как кэрролловский шляпник, Джеффри Гойнса, который очень гармонично дополняет интерьер психушки, принес Питту в 1996 году «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана. 31-летний актер в оригинальном фильме смотрелся — глаз не отвести. Его Гойнс, хотя и не слишком правдоподобный и утрированно безумный, был настолько обаятелен и экспрессивен, что легко верилось в то, что такой тип вполне мог не только придумать организацию, которая из любви к животным готова уничтожить человечество, но и увлечь за собой единомышленников. В сериале от SyFy Джеффри Гойнса нет. Потому что там есть Дженнифер Гойнс. Ее играет актриса, имя которой известно разве что самым любознательным зрителям — Эмили Хэмпшир. Ее конвульсивные попытки сыграть сумасшедшую дочь профессора-вирусолога, косвенно повинного в глобальной эпидемии, вызывают у критически настроенного зрителя разве что смех и сочувствие к актрисе, которой на протяжении примерно девяти часов (именно таков общий хронометраж первого сезона сериала) пришлось так дергаться и трястись.
Ну, и наконец третий ключевой персонаж отданного на поругание телепродюсерам фильма Терри Гиллиама, — темноволосая психиатр Кэтрин Райли в исполнении очень характерной актрисы Мэделин Стоу. Она стала блондинкой Кассандрой Райли, которую играет Аманда Шулл (сериалы «Касл», «Обмани меня»). Причем блондинкой во всех смыслах. Стоило ей один раз увидеть волоокого истерика Джеймса Коула, как она тут же начинает ему верить, как родному, и так же пылко его любить.
От фирменных фантасмагоричности и паранойяльной атмосферы Терри Гиллиама в сериале не осталось даже воспоминаний. Продуманный до мелочей техногенный мир будущего, завораживающие костюмы, причудливые приборы и механизмы — все, на что в картинах этого режиссера можно смотреть бесконечно, создатели новой версии «12 обезьян» попросту проигнорировали. О том, что часть действия сериала происходит в будущем, можно понять разве что из диалогов персонажей.
Хромает в телеадаптации и логика событий. Аргументация поступков героев выстроена в духе анекдота: «Штурман, приборы! — 200! — Что „200“?! — А что „приборы“?!».
Видимо, создатели сериала хотели соригинальничать, поменяв местами реальных виновников смертельной эпидемии и тех, кого в этом только подозревали, однако это тоже не помогло. Первые три эпизода выглядят сумбурно, перегружены событиями, в которых немудрено запутаться, и ничем, кроме общей сюжетной канвы и имен главных героев, не напоминает «12 обезьян», снятых 20 лет назад.
Увы, телеверсия одного из лучших фильмов Терри Гиллиама только подтверждает печальное правило последних лет — паразитарная практика создания сериалов по мотивам киноклассики оправдывает зрительские надежды лишь в крайне редких случаях.