Расхождения существуют не только внутри коалиции, но и в самой крупной парламентской фракции — «Блоке Петра Порошенко». Когда во вторник на рассмотрение сессионного зала был поставлен законопроект народного депутата Виктории Сюмар («Народный фронт») о расширении полномочий Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, БПП дал в поддержку чуть более половины своих голосов. Поддержали законопроект Сюмар по большей части лишь депутаты, ориентированные на главу государства.
Эти и другие подобные результаты голосования пока не свидетельствуют о серьезных расхождениях внутри фракции, но делают публичным существование в ней нескольких групп влияния.
Президентское большинство
Депутат фракции БПП, пожелавший сохранить анонимность, утверждает, что, несмотря на то что прошло более двух месяцев с момента создания в парламенте нынешнего созыва пропрезидентской фракции, ее структура остается зыбкой.
«Со стороны кажется, что это структурированная организация, но когда находишься внутри, видно, что это не совсем так. Ведется руководство фракцией, но депутаты до сих пор сохраняют определенную свободу действий. Это видно и по голосованиям», — рассказал «Капиталу» собеседник.
Депутат Александр Домбровский (БПП), комментируя результаты голосования за законопроект Сюмар, заявил изданию, что по документу у фракции не было «жесткой позиции». «Во фракции пока не работает принцип демократического централизма. Не всегда наши депутаты голосуют единогласно, даже если есть на то решение фракции», — отметил Домбровский, которого считают близким к президенту.
Источник «Капитала» во фракции БПП утверждает, что несогласованные голосования остаются проблемой из-за «разношерстного состав фракции». По его словам, внутри представительства «Блока Петра Порошенко» в парламенте существуют неформальные группы влияния. И это разделение периодически дает о себе знать.
Так, самую большую группу — около 80 человек — представляют депутаты, которые ориентируются на президента. Именно они во вторник отдали свои голоса в поддержку законопроекта Сюмар. Лидерами этой группы называют первого заместителя главы фракции Игоря Кононенко и Анатолия Матвиенко. Последний после ухода Виталия Ковальчука в администрацию президента занял место одного из заместителей главы фракции. «Главу фракции Юрия Луценко в случае его отсутствия заменяет Кононенко, а того — Матвиенко», — добавил собеседник издания, напомнив, что Матвиенко считается старым соратником Порошенко.
Игорь Кононенко
фото:Иван Черничкин
Еще один депутат от БПП на правах анонимности рассказал, что сегодня у Кононенко есть серьезное влияние на кадровые назначения президента. «Без мнения Кононенко, а также Сергея Березенко (руководитель Государственного управления делами президента и племянник Матвиенко. — «Капитал») невозможно решить ни один кадровый вопрос в президентской вертикали власти», — настаивает собеседник «Капитала».
Домбровский называет Матвиенко «многоопытным политиком, хорошим политическим менеджером». «Фракция большая и сложно управляемая. Опыт Матвиенко здесь весьма уместен», — отметил парламентарий. Он не согласен с тем, что назначение Матвиенко на пост замруководителя фракции означает усиление на нее президентского влияния.
«Матвиенко — это парламентский аксакал. Будучи депутатом нескольких созывов, он отлично знает все тонкости работы Рады. К нему многие прислушиваются во фракции, и я в том числе», — подчеркнул Егор Фирсов («Блок Петра Порошенко»).
Групповое чтение
Костяк еще одной группы составляют бывшие члены фракции УДАР в Раде минувшего созыва. Собеседники «Капитала» говорят, что ее лидером считается зампредседателя фракции Тарас Кутовый, хотя на самом деле рычаги управления находятся в руках Артура Палатного — одного из ближайших соратников мэра Киева Виталия Кличко. Сам Палатный в разговоре с «Капиталом» отметил, что степень его влияния на группу УДАР «преувеличена».
После неудачного голосования за законопроект Сюмар ее коллега по фракции НФ Михаил Хмиль назвал группу УДАР «подконтрольной Левочкину и Фирташу».
Собеседник издания в партии Виталия Кличко подтвердил, что «голосование было продиктовано волей влиятельных людей», но не стал уточнять их имена.
Артур Палатный
Фото: пресс-служба УДАР
Четко выделяется на фоне других группа депутатов из числа бывших журналистов и общественных активистов. «У этих «еврооптимистов» часто есть мнение, идущее вразрез с руководством фракции, но из-за своей малочисленности они ни на что не влияют», — считает собеседник издания. «Среди молодых депутатов есть представители различных бизнесменов. Тут и интересы Григоришина, и Бахматюка, и бизнесменов помельче», — уточнил источник.
По его словам, многих депутатов во фракции можно отнести к «болоту», в своих действиях они руководствуется сиюминутной ситуацией.
Собеседник «Капитала» также утверждает, что можно говорить о близости части депутатов фракции к председателю Днепропетровской областной государственной администрации Игорю Коломойскому «Одни держатся особняком, как, например, Александр Шевченко, другие же входят в состав больших групп», — говорит он.
Ранее о наличии депутатов в БПП, близких к команде Коломойского, заявил экс-замглавы Днепропетровской ОГА Борис Филатов. Случилось это после его неудачной попытки вступить во фракцию БПП. Тогда он сказал, что в знак протеста фракцию могут покинуть несколько депутатов. Правда, эта угроза не сбылась.