Чтобы стать звездой современного искусства, нужно найти своего коллекционера. Дэмиен Херст был проблемным подростком: плохие оценки в школе, два ареста за кражи в магазине, алкоголь, временами наркотики. Впрочем, в промежутках он успевал брать уроки рисования и в 18 лет решил стать художником. Первый настоящий успех пришел к нему в 23, когда он организовал выставку молодых британских художников Freeze и представил там свою инсталляцию из выкрашенных разными красками картонных коробок. На выставку заглянул успешный рекламист и обладатель внушительной подборки американского искусства Чарльз Саатчи. Работы молодых британцев так поразили коллекционера, что он с американской классики переключился на юных соотечественников.
В 1991 г. по просьбе Херста Саатчи купил у австралийского рыбака за £6 000 тушу акулы. Художник погрузил ее в аквариум с формальдегидом — так появилось его знаменитое произведение «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Через некоторое время Саатчи продал ее в частную коллекцию за £50 тыс. Сегодня Дэмиен Херст — звезда контемпорари арта и самый дорогой современный художник в мире. А Чарльз Саатчи — авторитетный коллекционер и хозяин собственной галереи, где кроме именитых художников выставляются и начинающие. Этот статус он заработал не в последнюю очередь благодаря сотрудничеству с Херстом и другими авторами из группы «Молодые британские художники» — Джейком и Диносом Чепмэнами, Трейси Эмин, Гэри Хьюмом, Дженни Савилль.
Звезды зажигаются
Собирать работы молодых и пока неизвестных художников даже для опытного коллекционера — это определенный риск. Не всегда легко провести грань между талантливым художественным высказыванием и нарочитым эпатажем и стремлением к оригинальности. Среди зарубежных коллекционеров на такую авантюру идут единицы. Кроме Чарльза Саатчи молодых поддерживают французский предприниматель и меценат Франсуа Пино, дизайнер одежды и коллекционер Миучиа Прада — да и то с оглядкой на коллег и экспертов. В Украине эту роскошь позволяет себе разве что Виктор Пинчук — основанный им конкурс для молодых художников зажигает отечественные звезды каждые два года.
Кроме PinchukArtCenter с молодыми художниками сотрудничают киевский Shcherbenko Art Centre, где ежегодно проходит конкурс для начинающих авторов «МУХi», а также столичные галереи Bottega, «На Институтской», Mironova Gallery, «Я-Галерея» и «Цех». В Харькове к юным дарованиям время от времени присматриваются в галерее VOVATANYA и Харьковской муниципальной художественной галерее, которыми руководит Татьяна Тумасян. Во Львове молодыми занимается Влодко Кауфман в «Дзизі», работы начинающих регулярно появляются на выставках, напоминающих квартирники, в галереях «Ефремова, 26» и Detenpyla.
Две последние — львовский пример самоорганизации молодых художников. В Киеве эту идею решили воплотить участники проекта «Сами». Несколько юных живописцев и скульпторов объединились и организовали на Андреевском спуске выставку под открытым небом, которая продлится до 31 августа. Критики хвалят художников за энтузиазм и инициативу. Однако именно на таких мероприятиях становится понятно, почему работа с молодыми авторами — риск для коллекционера. Тут можно встретить будущих звезд — среди участников «Сами» арт-критики считают таковыми скульптора Ивана Сая и живописца Дмитрия Довганя. Но тут же можно найти и инфантильные невыразительные эксперименты с гипсом и металлом.
Делать ставки
Открывать новые имена — это не только риск, но и азарт, уверена заведующая отделом искусства ХХ — начала ХХI века Национального художественного музея Украины Оксана Баршинова. Во-первых, если покупка работ именитых мастеров дает коллекционеру чувство причастности к престижному закрытому клубу, то собирание произведений молодых художников — ощущение пульса современности, считает критик, куратор и сооснователь творческого объединения «Клиника Дорошенко Грищенко» Константин Дорошенко. Во-вторых, произведения молодых художников дешевле, что создает возможность их капитализации.
Молодые художники дорожают стремительно. Цены на тех, кто только начинает выставочную деятельность и еще не успел наладить контакт с арт-дилерами и галереями, начинаются, по словам Дорошенко, примерно с тысячи долларов — столько стоят использованные в работе материалы. Участие в конкурсах и крупных выставках, которые делают художнику имя, повышает и стоимость его произведений. К примеру, семь лет назад скульптуру одной из самых заметных среди отечественной арт-молодежи художниц 32‑летней Жанны Кадыровой можно было купить в среднем за $ 5 тыс. Три года назад цена на ее работы выросла до $ 10 тыс., и продавались они уже чаще за границей, чем у нас. Сегодня счет идет уже на десятки тысяч евро. Примерно так же обстоят дела и у других украинских художников, выросших, как и Кадырова, из арт-группы «Р. Э. П.» — Лады Наконечной, Леси Хоменко, Никиты Кадана и Владимира Кузнецова. И дешеветь они не будут — слишком уж активно их произведения выставляются в Украине и за рубежом и участвуют в престижных биеннале и аукционах.