Премьер-министр Украины Арсений Яценюк просит выделить 2,5 млрд грн на строительство «Европейского вала» на границе с Россией, а также обустройства линии безопасности вокруг зоны АТО. Именно такая сумма была заложена в проекте изменений в государственный бюджет, уже поступивших на рассмотрение Верховной Рады. Собственно, эта инициатива является продолжением проекта «Стена», который глава правительства запустил еще в 2014 году. И на его реализацию уже ушло 235 млн. грн. Но масштабное обустройство одной части украино-российской границы в условиях, когда другая часть кордона полностью контролируется войсками и наемниками РФ, выглядит малоперспективным. Тем более, в условиях непрекращающихся боевых действий в районе Дебальцево. Следовательно, огромные деньги могу быть потрачены вхолостую, пишет «Деловая столица».
Сегодня, открывая заседание Кабинета министров Украины, Арсений Яценюк заявил, что «Европейский вал» уже строится и будет построен. То же самое премьер сказал и о линии безопасности — разграничении между украинскими военными и армией российских наемников и сепаратистов в зоне АТО. При этом Яценюк пригрозил, что всем, кто будет выступать против этого проекта, он предоставит «билет в одну сторону», то есть в Россию или на территорию, контролируемую ДНР и ЛНР. В то же время уверенность главы правительства в том, что обустройство упомянутых границ решит все наши проблемы на Донбассе, уж слишком оптимистичны.
Украина рискует повторить печальный опыт известной «линии Мажино». На этот проект правительство Франции, готовясь ко Второй мировой войне, потратило огромные средства, но в итоге все равно потерпело поражение от обошедшей фортификационные сооружения немецкой армии.
Во-первых, это касается обустройства непосредственно украино-российской границы. Напомним, что протяжность сухопутной части кордона составляет около 2 тыс. км. Примерно 400 км из них Украина сегодня не контролирует, а это вся Донецкая и часть Луганской области. Кроме того, после аннексии Россией Крыма, к головной боли наших пограничников прибавилось еще около 100 км административной границы с Крымским полуостровом. И этот участок линии фронта можно и нужно обустраивать различными укрепительными сооружениями с тем, чтобы минимизировать риски, связанные с открытием Россией второго фронта со стороны автономии. Отдельные работы необходимо провести в Харьковской, Сумской и Черниговской области, чтобы быть готовым к такому же возможному наступлению Кремля на, соответственно, Сумы, Харьков и Киев.
Но в этом случае еще надо разобраться, что целесообразнее: укреплять границу или оборону непосредственно самих городов. Ведь если делать ставку на сооружение оборонительных укреплений на границе, то к ним придется приставить и соответствующее количество армейских подразделений, способных их удерживать. Поэтому соответствующую оценку должны дать военные специалисты.
Во-вторых, как можно планировать строительство линии безопасности вокруг зоны АТО, если боевые действия на Донбассе продолжаются. При этом бои идут сразу по двум направлениям — в районе Дебальцево и возле Мариуполя. Ведь нет уверенности, что завтра, полностью захватив Дебальцево, армия сепаратистов и российских наемников не двинет в сторону Артемовска, а дальше на Харьков. Причем это направление дальнейшего наступления может стать лишь одним из двух (второе, например, со стороны Луганска).
А если такой уверенности нет, то выделенные на проект Яценюка деньги лучше потратить на закупку новой военной техники, обмундирование и обучение наших солдат, что в итоге станет более эффективным инструментом отражения новых атак боевиков, чем какие-либо стационарные инженерные сооружения. В противном случае, Украина рискует повторить печальный опыт известной «линии Мажино». На этот проект правительство Франции, готовясь ко Второй мировой войне, потратило огромные средства, но в итоге все равно потерпело поражение от обошедшей фортификационные сооружения немецкой армии.