В следующем году рост реального ВВП составит 3 %, что в номинальном выражении соответствует 1628,7 млрд грн.
Это предполагает подготовленный Министерством финансов расчет, который ляжет в основу проекта госбюджета-2014 (копией располагает «Капитал»).
В ближайшее время проект госбюджета будет вынесен на рассмотрение Кабмина.
Рост реального ВВП, равно как и другие заложенные в проекте госбюджета страны макропоказатели, отличается от утвержденных ранее в проекте основных направлений бюджетной политики на следующий год. В частности, был заложен прогноз по номинальному ВВП в объеме 1694,8 млрд грн.
Изменение прогноза Минфин объясняет нереализованными ожиданиями по восстановлению мировой экономики и улучшению конъюнктуры на мировых финансовых и товарных рынках.
Заложенный министерством показатель по ВВП противоречит и прогнозам Международного валютного фонда. В конце июля кредитор представил прогноз развития экономики Украины в 2014 г., в котором номинальный ВВП предполагается на уровне 1567 млрд грн. Тем не менее опрошенные «Капиталом» эксперты считают реалистичным 3 %-й рост ВВП в следующем году.
«Это умеренный прогноз, учитывая, что второй год подряд очень слабые показатели роста. Низкая база сравнения делает его легко достижимым», — отмечает президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, рост может быть обеспечен за счет сельского хозяйства, а также ожидаемого возрождения рынков металлургии и химической промышленности.
Доходы уйдут в пике
По прогнозам Минфина, объем доходов общего фонда сводного бюджета на 2014 г. составит 364,7 млрд грн, что на 45,3 млрд грн меньше, чем в текущем году. В сопроводительных документах к документу Министерство доходов и сборов объясняет сокращение доходов запланированным снижением налогов на общую сумму 21,5 млрд грн.
В частности, бюджет недополучит 3,8 млрд грн от налога на прибыль предприятий и 17,7 млрд грн от налога на добавленную стоимость (НДС). Согласно расчетам Минфина, динамика поступлений в госбюджет-2014 сократится на 13,5 % — до 320 млрд грн, а динамика поступлений в сводный бюджет — на 8,7 % — до 430,2 млрд грн.
По мнению аналитиков, правительство вынуждено будет искать альтернативные источники поступлений, чтобы обеспечить расходную часть в предвыборный год.
«Очевидно, что от Миндоходов будут требовать наполнения доходной части бюджета. Придется расширять базу налогообложения — вводить дополнительный доход с оборота или повышать акцизы», — считает исполнительный директор центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук.
В Минфине также указывают на возможные потери бюджета в 2014 г. от применения налоговых и таможенных льгот и преференций в размере 93,2 млрд грн. В частности, от налога на прибыль (перенесение убытков прошлых лет, убытков от операций с ценными бумагами, международные договоры) — 12,2 млрд грн.
От НДС с ввезенных на территорию Украины товаров (импорт природного газа, лекарств, воздушных суден, изделий медицинского назначения, энергосберегающих товаров) — 35,2 млрд грн.
От НДС на товары внутреннего производства (специальный режим налогообложения сельскохозяйственных производителей, лекарства, образовательные услуги) — 25,7 млрд грн.
От акцизного налога (сырье для производства подакцизных товаров, спирт технический для производства продуктов органического синтеза) — 15,5 млрд грн. От платы за землю (освобождение отдельных отраслей, учебных и санитарно-курортных заведений, религиозных организаций; льготы органам местного самоуправления) — 0,5 млрд грн. От ввозных пошлин (межправительственные соглашения о свободной торговле) — 4,1 млрд грн.
Дефицит спровоцирует инфляцию
Предельный дефицит госбюджета-2014 составит 3 % ВВП (48,9 млрд грн) против 3,2 % ВВП (50,6 млрд грн) в 2013 г., прогнозирует Минфин. Уменьшение дефицита госбюджета — одно из требований МВФ. Однако на самом деле дефицит может оказаться гораздо больше.
Учитывая минимальный рост соцстандартов и включения в бюджет только неотложных и важных расходов при сбалансировании за счет источников финансирования, он может достигнуть 8,9 % ВВП (145,3 млрд грн), в том числе по общему фонду — 8,4 % (137 млрд грн).
«8,9 % дефицита — это стопроцентный дефолт в нашей ситуации. Поскольку до конца года уровень госдолга достигнет почти 40 % ВВП, для развивающихся стран это уже критично.
Выход на внешние рынки в предвыборный год для нас будет достаточно сложным. Доходы от приватизации также будут минимальными. Поэтому в данной ситуации возможное финансирование — это только эмиссия. В таком масштабе это приведет к высокой инфляции», — полагает Дмитрий Боярчук.
В проекте бюджета на 2014 г. Минфин закладывает индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) на уровне 4,4 %, индекс цен производителей — 4,3 %. Аналитики считают заложенный показатель инфляции при запланированном росте экономики в 3 % адекватным. «Из технологии расчета лучше закладывать более низкую инфляцию и более высокий курс. Поэтому если курс будет ниже, а инфляция выше, это позволит сбалансировать бюджет в номинале», — объяснил Ярослав Жалило.