По словам Клименко, соответствующий проект закона его ведомство планирует подготовить в кратчайшие сроки — до конца августа, то есть к моменту открытия осенней сессии парламента. По словам министра, всеобщее декларирование должно стать основным компенсаторным механизмом, который поможет снизить нагрузку на фонд оплаты труда и вывести зарплаты из тени.
Эксперты не так однозначны в прогнозах и настаивают на поэтапном его внедрении. «Нужно сначала разработать стартовое декларирование и подумать над налоговой амнистией», — говорит руководитель налогово-юридической практики аудиторской компании EY Владимира Котенко. Кроме того, по словам Котенко, без изменения порядка декларирования, его объема и частоты, и самое главное налоговых последствий (в зависимости от того, что задекларировано) общеобязательное декларирование вряд ли будет эффективным.
Не менее важной задачей, которую определило для себя министерство, является создание автоматизированных электронных сервисов — от формирования «единого окна» для подачи отчетности в электронном виде Миндоходов, Пенсионному фонду и государственной службе статистики до введения дистанционных проверок. Сейчас сдача электронной отчетности «добровольно-принудительная». Средние и крупные предприятия, плательщики НДС обязаны отчитываться в электронном виде, мелкие — по желанию. «Бизнес уже много лет говорит о том, что нужно убрать ручное управление, как элемент общения между ним и властью. Электронное администрирование — это именно тот инструмент, который позволит это сделать. В перспективе его необходимо сделать обязательным для всех», — уверена исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.
В «электронную сферу» попадут и акцизные марки. По словам министра, разработка такого вида контроля за перемещением подакцизных товаров состоится уже во втором полугодии 2013 г., а с начала 2014 г. «электромарка» начнет действовать. Министр считает, что такая мера защиты будет более эффективной, чем криминальная ответственность за контрабанду, возвращение которой он не поддерживает — ведь когда она еще существовала, контрабанды не было меньше.
Правда, попасть под статью можно и другим путем. В ведомстве в течении 5 лет обещают разработать и внедрить еще одну стратегию — по борьбе с коррупцией. Но начали с центрального аппарата. «У нас уже работает карта коррупционных рисков. И служба внутренней безопасности следит за подразделениями, которые наиболее подверженны коррупционному влиянию», — говорит Клименко. А в остальных случаях министр пока надеется на граждан, которые по горячей телефонной линии Миндоходов будут сообщать о таких случаях.
Среди новшеств — предложение Миндоходов создать институт таможенно-налоговых атташе при посольствах Украины за рубежом. По замыслу министерства, его представитель, наделенный дипломатическим иммунитетом и соответствующими правами, будет заниматься консультацией украинских граждан, находящихся за границей, относительно ведения бизнеса на родине. «После принятия закона о трансфертном ценообразовании планируется, что таможенно-налоговый атташе будет также следить за исполнением закона на введенной ему территории и предупреждать риски уклонения от уплаты налогов», — сообщили «Капиталу» в пресс-службе Миндоходов. Правда, как будут формироваться кадры — пока неизвестно. Определиться должен департамент международных связей министерства.