В ближайшее время в стране будет активизирован процесс создания вертикально-интегрированной нефтяной компании
О планах создания ВИНК обявил глава Минэнерго Владимир Демчишин. По его словам, усилия по созданию этого проекта будут предпринимать государство и группа «Приват» Игоря Коломойского, что уже само по себе дает сразу два сигнала рынку. Во-первых, выбивает почву из-под ног сплетников, утверждавших, что между днепропетровским олигархом и нынешней властью пробежала черная кошка. Во-вторых, закладывает фундамент для переустройства всего нефтяного рынка страны (а не ее отдельных субъектов).
Для того чтобы с этим согласиться достаточно сказать, что в ВИНК, по словам Демчишина, войдут не только нефтедобытчик «Укрнафта» и нефтепереработчик «Укртатнафта», а и оператор нефтетранспортной системы Украины — «Укртранснафта». Министр энергетики не стал уточнять условия, на которых будут объединены эти активы, ограничившись лишь пояснением о том, что новоиспеченных холдинг будет публичным акционерным обществом, в которое каждая из сторон внесет свои активы. «Стороны подпишут договор о создании ПАО, согласуют между акционерами вопросы, как должны выплачиваться дивиденды, каким будет корпоративное управление и прочее», — пояснил Демчишин.
По классике жанра, доли в свежеиспеченном ПАО должны быть распределены между Фондом госимущества и «Приватом» в соответствии с их взносами. Если исходить из этой логики, контрольный пакет должен быть явно за государством. Ведь активы той же «Укрнафты» (15 млрд грн. по остаточной стоимости), где НАК «Нафтогаз Украины» владеет 50%+1 голос, явно перевешивают стоимость имущественного комплекса «Укртатнафты» (1,2 млрд грн.), в которой большинство акций принадлежит днепропетровской группе. Перераспределить это преимущество в свою пользу Коломойский не сможет даже если в вертикально-интегрированное ПАО будут залиты все его заправки вместе с морскими нефтеперевалками и двумя западноукраинскими НПЗ.
Другой вопрос, что Игорь Валерьевич даже не будет пытаться претендовать на роль главного в процессе построения ВИНК. Оставаясь в тени «младшего партнера государства», он сможет избежать обвинений в разворовывании государственных активов, но при этом решит свои основные проблемы в отрасли. В первую очередь, «Приват» нивелирует все усилия чиновников, направленные на повышение стартовой стоимости нефти «Укрнафты» на аукционах. Потому что идеология ВИНК — это замкнутый производственный цикл, исключающий внешнюю продажу энергоресурсов его участниками.
Во-вторых, нужно понимать, что для оккупации нефтяного сектора Коломойскому достаточно получить в новоиспеченном объединении фактически любой миноритарный пакет. Потому что основной рычаг влияния на этот холдинг олигарх может получить обходным путем: предприятия, которые станут частью вертикально-интегрированной компании, войдут во взаимную производственную зависимость друг от друга. А это означает, что, например, пока еще полностью государственная «Укртранснафта» фактически станет логистическим филиалом контролируемой «Приватом» «Укртатнафты». Таким образом, вирус «Укрнафты», которая формально контролируется государством, а реально управляется «Приватом», будет перенесен на всю ВИНК. Этого с головой хватит для того чтобы как минимум распугать всех конкурентов на (рано или поздно произойдущих) торгах по приватизации госдоли в «вертикальном ПАО».