Административные меры НБУ заблокировали поставки топлива. Запасов топлива, в среднем по Украине, осталось на 15 дней.
24 февраля НБУ запретил предоплату валютой по импортным контрактам без его разрешения.
«Любая предоплата, превышающая $50 тысяч по импортному контракту, даже за счет личных средств клиента, будет проверяться НБУ на предмет ее законности. Начиная от $500 тысяч предоплаты по импортному контракту, компания обязана открыть импортный аккредитив. Никакого ограничения критического импорта мы не принимаем», — сообщила тогда глава НБУ Валерия Гонтарева.
Кроме того, в конце прошлой недели НБУ разослал банкам письмо, в котором указал, что для покупки валюты импортеры теперь должны предоставить справку Государственной фискальной службы об отсутствии задолженности по уплате налогов, пишет INSIDER.
«Каждый пакет документов, поданный для подтверждения возможности покупки и перечисления иностранной валюты по импортным операциям, должен содержать справку ГФС об отсутствии у клиента задолженности по уплате налогов», — говорится в требовании НБУ.
Несмотря на заверения Гонтаревой не трогать критический импорт, под проверки попали контракты на поставку топлива в Украину.
Как сообщает один из топовых участников рынка, оптовые поставщики топлива со средины прошлой недели не могут купить валюту.
«В прошлую среду всех отключили от межбанка. Потом включили обратно, но заявки на покупку валюты были отложены на 4 дня. В пятницу утром Нацбанк отправил на „дообработку“ все заявки на покупку валюты свыше $50 тысяч, а импортерам приказали прикладывать к заявкам на валюту справку из налоговой», — сказал источник.
По его словам, последнее требование крайне усложняет покупку валюты, ведь налоговики выдают подобную справку в течение 5 дней, а действительна она 10 дней, и к каждой новой заявке нужна новая справка.
«В результате, в пятницу межбанка фактически не было. Нацбанк только покупал валюту, понижая курс, а продавались мизерные объемы. Например, максимальная заявка у крупного банка ПУМБ была $30 тысяч. Это копейки», — говорит собеседник. — «Результатом может стать коллапс. Оптовикам невыгодно продавать топливо, получая гривну без возможности „перевернуться“ в валюту. Из-за невозможности купить валюту останавливается импорт. В пятницу через станцию „Коростень“ с Мозырьского НПЗ прошло только около 80 вагонов, что очень мало. Белорусы, видя ситуацию в Украине, начали активно продавать топливо в Польшу», — отметил он.
Остановку поставок топлива в Украину подтверждает и директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. «Поставки остановлены, валюту купить нельзя. В пятницу, 27 февраля, вроде бы должны были разблокировать процесс, но вдруг НБУ запросил у импортеров справку об отсутствии долгов по налогам. Именно поэтому курс просел — не было торгов как таковых», — говорит он.
В пятницу НБУ установил официальный курс гривны на уровне 27,76 грн/$ после его падения ниже 30 грн в предыдущий день.
«В понедельник народ (импортеры) понесет справки об уплате налогов и снова на три дня станет в ожидание — купить можно только через три дня после зачисления гривны на счет. Тем временем новые поставки не будут идти неделю», — говорит Куюн.
По его оценкам, запасов топлива, в среднем по Украине, осталось на 15 дней.
«Если гривна опять прыгнет — разметут за неделю, а может и быстрее. 25 февраля, когда был пик паники на заправках, за день продали трехдневную норму топлива через АЗС. Некоторые заправки уже остановили отпуск топлива, обслуживают только корпоративных клиентов», — горит Куюн.
Его слова подтверждаются и данными, полученными от менеджеров крупнейших сетей АЗС в Украине.
«Запасов у операторов осталось на 10-15 дней, но паника может внести коррективы. Дефицит будет, если импортеры не смогут валюту купить. Понедельник все покажет, смогут ли операторы купить валюту », - говорит трейдер компании, которая управляет более 400 АЗС и также является крупным импортером.
«Из-за административных мер НБУ у нас тоже возникли проблемы со снабжением бензинов. Запасов осталось примерно на неделю. Есть проблемы и с поставками дизельного топлива», — говорит менеджер другой крупной сети АЗС.
Нефтетрейдеры не хотят публичности, поскольку, в сложившейся ситуации опасаются спровоцировать панику своих клиентов на АЗС.
«Эта „довидка“ об отсутствие долгов по уплате налогов — просто способ еще на три дня заблокировать спрос на валюту. Это не дает возможности даже проплатить нефтепродукты, которые уже зашли в Украину. О запасах в торговой сети говорить не хочу, чтобы не спровоцировать ажиотаж и панику. Ситуация крайне сложная», — говорит президент «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.
Как сообщили операторы рынка, на прошлой неделе заправщики встречались с министром энергетики и угольной промышленности Владимиром Демчишиным и министром экономики Айварасом Абромавичусом.
«Министрам вчера сказали, что надо срочно выводить топливо из-под постановления НБУ (о согласовании с ним предоплаты по импорту) иначе проблемы начнутся уже на неделе. Скоро посевная, топливо надо контрактовать на этой неделе, максимум. Белорусы и литовцы послед трех дней паузы от украинцев начинают заливаться топливом и хотят отправить его на другие экспортные направления. После этого будет сложно найти свободный ресурс, ведь сеют весной не только в Украине. Пока Минфин, Минэнерго и МЭРТ не понимают, что происходит», — говорит нефтетрейдер.
Что будет с ценами?
По прогнозам директора энергетических проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, на текущей неделе стоимость топлива на заправках снова вырастет. «Админограничения на продажу валюты дестабилизировали рынок и трейдеры могут поднять розничные цены на бензин А-95 (Евро-4) и дизельное топливо того же класса еще на 2-3 грн/л, даже если реальный курс доллара удержится на уровне 32-35 грн», — говорит он.
В начале прошлой недели бензин на АЗС подскочил до 30 грн за литр. В последние дни февраля средняя цена литры бензина марки А-95 по Украине снизилась до 27,2 гривны, подорожав с начала года из-за девальвации на 10 гривен. На 9 гривен подорожал бензин А-92, а литр дизельного топлива подорожал на 11 гривен.
Автомобилисты с целью экономии массово переходят на сжиженный газ, несмотря на 75%-ное подорожание этого топлива, роста стоимости слуг и самого оборудования. Очереди по переходу с бензина на ГБО на многих СТО расписаны на месяц вперед.