Наблюдая 2 марта за дебатами в Верховной Раде по внесению поправок в бюджет 2015 года, я невольно ощущал себя на многократно повторяющемся спектакле под названием «Взять кассу!». Доводы правительства одни и те же: «...только под эти согласованные с МВФ законы нам дадут денег».
Время идет, а экономические условия становятся все хуже и хуже. Мы уже прожили целый год под сановную трескотню об экономических реформах без проведения самих реформ, которая прикрывалась расходами на войну. Если не считать реформами мероприятия по сокращению персонала, введению новых налогов для работающих, ограничению пенсий, повышению тарифов на ЖКХ, в общем — перераспределению денежных средств из карманов граждан в пользу государства.
Граждане платят государству той же монетой — тихо забирают деньги из банковской системы и, понимая, что впереди идут голодные времена, — скупают муку, соль, мыло и спички. Банки, как рыбацкие шхуны на высыхающем озере, тихо садятся на мель и разлагаются, вывалив наружу токсичные невозвраты кредитных ресурсов.
Приговор для украинской банковской системы, не оправившейся еще после кризиса 2008-2009 годов, звучит как «неправильно оцененные риски неявного инсайдерского кредитования». Правительство из этого тупика видит единственный выход — в усилении уголовной ответственности банковского менеджмента, включая имущество последних. Государство жестко стоит на рельсах уничтожения высококвалифицированного национального менеджмента, продолжая лучшие традиции режима «януковичей».
Через год после того, как в стране начался полномасштабный валютный кризис, наконец-то были сокращены сроки возврата валютной выручки с полугода до квартала. А все остальное? Кто-нибудь из нынешних чиновников читал инструкции о порядке зачисления валютной выручки на счета физических лиц и субъектов хозяйствования, которые исполнены в лучших традициях 1937 года. Тогда ученому, совершившему последнее географическое открытие двадцатого века — архипелаг Северная земля, за то, что он передал королю Норвегии найденное во льдах письмо великого Нансена, дали 15 лет лагерей за иностранную премию, присужденную в валюте.
Приблизительно так же странно сегодня выглядят требования к документам по легализации в банковской системе Украины денег, заработанных нашими творческими людьми за рубежом. Ну, не дают иностранные корпорации подписанные с двух сторон акты выполненных работ, если работы выполнены на свой страх и риск на конкурсной основе. Деньги присылают, а бумажки, оформленные по требованиям советского документооборота, — не дают. Когда в 90-х выписывалась эта инструкция, чиновники очень боялись финансирования западными спецслужбами оппозиционных партий. А чего именно боятся сейчас в НБУ? В итоге — год потерян.
На протяжении многих лет слышны призывы банкиров к коррумпированной судебной системе о вынесении решений, которые нарушают права собственности кредиторов. А что, сама банковская система не в состоянии себя защитить? Во всех цивилизованных странах существует «Единый реестр заемщиков». Это касается и юридических, и физических лиц.
Я был на семинаре во Франфуркте лет пятнадцать назад, так Украина и Монголия на тот период были единственными странами, где такого централизованного реестра не было. После этого Украина сделала огромный шаг вперед, и они уже есть у нас — аж три или четыре. Только не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что свою основную задачу они не решают. Правда, банки в НБУ регулярно передают форму № 613, в которой отражаются сведения о всех кредитах свыше 2 млн грн.
Для стабилизации ситуации на валютном рынке сегодня было бы полезно забытое институциональное развитие — возврат к торговле валютой на Украинской межбанковской валютной бирже. Это дало бы регулятору лаг во времени и возможность оперативного манипулирования рынком через интервенции на другой площадке, сбросив туда негатив по отбору контрактов по теме «критический — не критический импорт».
Беспорядок с валютным курсом на рынке не закончится, пока участники не почувствуют наличие у НБУ инструментов по реализации «медвежьего» тренда. Невозможно только за счет курсовой динамики найти равновесие, когда в очереди за спросом на валюту стоят нерезиденты — кредиторы банковской системы (почти $20 млрд), вкладчики ($13 млрд), кредиторы украинских юридических лиц (около $60 млрд).
Доверие к финансовой системе — инструмент тонкий, зарабатывается годами, разрушается неумными действиями очень быстро. Мы много говорим о экономическом чуде, а начинается оно с веды в национальную валюту. В немецком исполнении это звучит так — «немцы мало верят политикам, многие немцы не верят в бога, но все немцы верят в Бундесбанк».
ДЛЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ КРАЙНЕ НЕОБХОДИМО ЛИКВИДИРОВАТЬ 80% БАНКОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ В УКРАИНЕ С ЦЕЛЬЮ - ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ И ДЕСТАБИЛИЗАЦИЮ РЫНКА УКРАИНЫ.
ДЛЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ КРАЙНЕ НЕОБХОДИМО ЛИКВИДИРОВАТЬ 80% БАНКОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ В УКРАИНЕ С ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ - ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ И ДЕСТАБИЛИЗАЦИЮ РЫНКА УКРАИНЫ.