Два автомобиля столкнулись на Московском мосту в Киеве. Итог — незначительные царапины машин и многочасовая пробка, так как автовладельцы, ожидая сотрудников ГАИ для оформления ДТП, перекрывают в час пик движение на дороге. С подобной ситуацией сталкивались многие жители украинских мегаполисов. Страховщики констатируют: таких ДТП летом 90 %. По-вашему, ничего нельзя сделать? А вот и неправда.
Что такое европротокол
Осенью исполнится два года с момента принятия решения о введении в Украине системы европротокола. Этот механизм позволяет без вызова сотрудников ГАИ фиксировать самые распространенные городские аварии, требующие замены бамперов, фар или дверей.
«Европротокол хорошо зарекомендовал себя в европейских странах, так как упрощает работу дорожной инспекции, страховой компании и позволяет сократить срок урегулирования ДТП», — утверждают в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ). Эта организация, кстати, имеет к системе самое непосредственное отношение, так как бланки европротоколов водители получают вместе с полисами автогражданки. Эксперты советуют внимательно прочитать инструкцию по их заполнению, которая прилагается к полису.
Благодаря европротоколу, во время ДТП два водителя могут без справки автоинспекторов получить страховую выплату. Еще один плюс — система позволяет избежать административной ответственности за порчу чужого имущества в результате аварии, так как ГАИ не выезжает на место происшествия и этот факт не фиксирует. «Но для того чтобы воспользоваться европротоколом, нужно соблюсти четыре основные условия», — предупреждает президент Лиги страховых организаций Украины Наталья Гудыма.
Первое — оба автовладельца, попавшие в ДТП, должны иметь полисы ОСАГО. Второе — авария должна быть бескровной, то есть без жертв, травм и каких‑либо других увечий. Третье — оба водителя должны сойтись во мнении о причинах аварии, виновнике происшествия и сумме ущерба. Четвертое — никто из участников ДТП не должен быть «под мухой» или воздействием наркотических средств.
Эксперты советуют водителям правильно заполнять протоколы и сразу же после случившегося звонить в свои страховые компании, чтобы те были в курсе. Желательно также сфотографировать повреждения автомобиля, саму аварию с привязкой к месту, номерные знаки машины второго участника аварии и записать все его данные — номер страховки, водительского удостоверения и техпаспорта.
Желающих немного
В 2013 г. сумму максимального ущерба, который можно возместить, не вызывая сотрудников ГАИ — с помощью европротокола, увеличили в 2,5 раза: с 10 тыс. грн до 25 тыс. грн. «По нашей статистике, в эту сумму вписывается около 90 % всех страховых случаев в ОСАГО», — говорит директор департамента урегулирования убытков СК «PZU Украина» Олег Компаниец. По его словам, повышение компенсации вызвало интерес водителей к упрощенному урегулированию ДТП: если в 2012 г. в «PZU Украина» поступило 130 заявлений с европротоколом, то в первой половине 2013 г. — уже 150. За последний год в этой страховой компании отмечают и рост среднего размера выплаты по европротоколу: в прошлом году он составлял около 3,8 тыс. грн, а после повышения лимита увеличился до 4,4 тыс. грн.
Тем не менее доля урегулированных дел с помощью европротокола все еще остается низкой. В «PZU Украина» она не достигает и 2 %, а в среднем по рынку можно говорить о 5‑7 % от общего количества выплат. Основная причина — многие водители не верят в то, что получат страховое возмещение, если у них не будет справки ГАИ. Кроме того, сторонам не всегда просто согласиться с обстоятельствами происшествия. К тому же если один участник аварии откажется воспользоваться европротоколом, другому остается только вызвать автоинспекторов.
Много отказов в выплате, по признанию страховщиков, происходит из‑за отсутствия страховок у обоих автовладельцев. «В 2012 г. мы отказали всего четыре раза, в первом полугодии 2013 г. — семь. Практически все отказы связаны с тем, что второй участник не был застрахован по ОСАГО, а европротокол в таком случае оформлять не разрешается», — рассказывает Олег Компаниец.
На фоне всех вышеперечисленных рисков ни страховщики, ни ГАИ не могут заставить водителей оформлять европротокол в большинстве городских ДТП. Поэтому пробки не исчезают, а инспекторы вынуждены выезжать на место даже самой незначительной аварии. Хотя, при желании, автоинспекторы могли бы помочь страховым компаниям: например, на Западе полиция советует водителям заполнять европротокол на месте бескровного происшествия и даже учит, как правильно это делать.