Член фракции Блока Петра Порошенко Руслан Демчак хочет защитить главный бизнес-актив экс-«регионала» Владимира Продивуса от банкротства, одновременно дав возможность утонуть главному конкуренту.
На прошлой неделе Руслан Демчак зарегистрировал в Верховной Раде изменения в закон о восстановлении платежеспособности должников (законопроект № 2357), предлагающие до 2018 г. запретить возбуждение дел о банкротстве предприятий, которые занимаются строительством, ремонтом и реконструкцией мостов. Причем речь идет только о тех компаниях, которые ведут упомянутую деятельность не менее 25 лет со штатом не менее 300 человек. Что, по убеждению автора инициативы, предотвратит закрытие мостостроительных предприятий из-за невыполнения заказчиками своих обязательств перед ними. А также поддержит «компании с многолетним опытом работы, зарекомендовавших себя как в советские времена, так и при независимой Украине».
Сам Руслан Демчак не имеет отношения к мостостроительному бизнесу: до получения депутатского значка он был основным владельцем корпорации UBG, в которую входили Эрде Банк, страховая компания «Добробут», мебельная фабрика «Матис», юридическая фирма «Консалтинг Групп» и другие структуры, не связанные со строительством мостов. Таким образом, упрекнуть его в лоббировании моратория с корыстными целями нельзя. Между тем анализ квалификационных требований к претендентам на избежание банкротства позволяет сделать вывод, что потенциальный счастливчик вырисовывается фактически один — киевское ПАО «Мостобуд», принадлежащее земляку Демчака, выходцу из Винницы Владимиру Продивусу. Он был депутатом Верховной Рады в 2012-2014 гг., входил во фракцию Партии регионов и возглавлял подкомитет по вопросам строительства, мостостроения и ЖКХ.
«Мостобуд» — старейшая и крупнейшая мостостроительная компания Украины. Она была создана еще в 1945 г., а ее штат насчитывает около 1 тыс. работников. То есть компания полностью соответствует критериям, прописанным в законопроекте Демчака. Наконец, «Мостобуд», участвовавший в строительстве Дарницкого моста, эстакады на Набережно-Крещатикской улице и реконструкции транспортной развязки на Московской площади в Киеве, сейчас является одной из самых проблемных мостостроительных компаний, которой попадание под действие моратория на возбуждение дел о банкротстве было бы как нельзя кстати. Ведь структура Продивуса почти полностью зависит от госзаказа, а законодательство не оставляет шансов претендентам, в отношении которых начато банкротство, на победу в государственных тендерах.
Кредиторы неоднократно предпринимали попытки инициировать банкротство «Мостобуда», которые структуре Владимира Продивуса с большим трудом удавалось отбивать. Если же будет введен мораторий на банкротство, компания сможет не опасаться перехода под контроль кредиторов и принимать участие в государственных тендерах на строительство и ремонт мостов
На протяжении последних лет «Мостобуд» нещадно «трусят» кредиторы, которым компания, «заработавшая» в 2013 г. 637 млн грн убытков, задолжала более 1 млрд грн. Главным из них до последнего времени был национализированный Родовид Банк, которому «Мостобуд» задолжал порядка 890 млн грн, и Укрсоцбанк с претензиями на сумму более 100 млн грн.
Кредиторы неоднократно предпринимали попытки инициировать банкротство «Мостобуда», которые структуре Владимира Продивуса с большим трудом удавалось отбивать. Если же будет введен мораторий на банкротство, компания сможет не опасаться перехода под контроль кредиторов и принимать участие в государственных тендерах на строительство и ремонт мостов. Ее шансы на победу будут повышаться, учитывая, что воспользоваться предложенным Демчаком мораторием не сможет главный конкурент «Мостобуда» — основанная 10 лет назад компания «БМК Планетабуд» экс-депутата Владимира Мошенского, которая также накопила многомиллионные долги и находится под угрозой банкротства.