В припортовых перевалочных пунктах накопилась критическая масса запасов зерновых, предназначенных для экспорта, рассказал «Капиталу» аналитик зернового рынка ИА «АПК-Информ» Андрей Купченко.
Объемы зерновых грузов в хранилищах портовых терминалов Украины составляет около 2 млн т, из которых более 60 % — пшеница, 21 % — ячмень и около 17 % семян рапса, отмечает эксперт.
«Такие запасы для портов являются критичными уже сейчас. Еще остались запасы прошлогоднего урожая, оценить которые сложно. Новые партии экспортного зерна в скором времени некуда будет грузить, нам необходимо активизировать экспортные отгрузки», — говорит он.
Цены тормозят экспорт
Причиной застоя зерна в порту руководитель аналитической службы «АПК-Информ» Родион Рыбчинский называет нестабильную ценовую ситуацию на рынке зерновых, вызванную высоким урожаем.
Как уже писал «Капитал», цены на пшеницу и кукурузу в ожидании прогнозируемого рекордного урожая упали по сравнению с прошлогодними показателями на 15‑20 %. Начальник отдела логистики компании-трейдера «Гермес-Трейдинг» Вячеслав Сорокун отмечает, что несколько месяцев назад пшеница отгружалась по $ 250 за тонну на условиях CPT (с учетом стоимости доставки), сейчас — максимум $ 230‑235 за тонну.
По оценкам аналитиков «АПК-Информ», в текущем периоде экспортный потенциал зернового рынка Украины может составить 30,4 млн т, а объем экспорта всех насыпных грузов этой группы — зерновых, масличных и сыпучих продуктов их переработки — 39 млн т. Для реализации таких объемов насыпных грузов на внешние рынки среднемесячный экспорт должен быть обеспечен на уровне 3,3 млн т, в том числе через порты — 3 млн т, говорит Рыбчинский.
«С учетом сезонных колебаний в пиковые месяцы отгрузки должны быть обеспечены на уровне 3,9 млн т, в том числе через порты — 3,6 млн т», — уверен эксперт.
«Но уже сегодня, через полтора месяца с начала нового сезона, темпы экспорта ниже расчетных показателей: на 20 августа общий объем экспорта насыпных грузов из Украины составил около 3,5 млн т, из которых 2,7 млн т зерновых, 0,6 млн т масличных, 0,2 млн т продуктов переработки», — отмечает Андрей Купченко.
В то же время, согласно расчетным данным аналитиков, для успешной реализации экспортного потенциала за данный период Украина должна была поставить на внешние рынки 5,5 млн т насыпных грузов.
Терминалы загружены под завязку
Наиболее загружены сейчас портовые терминалы Одесской области, где хранится более 60 % грузов зерновых — 1,1‑1,2 млн т. Еще около четверти запасов — более 500 тыс. т — сосредоточено на терминалах Николаевской области.
«Такие объемы запасов зерновых грузов являются критическими для портовых терминалов и могут повлиять на эффективность их работы в дальнейшем», — считает Андрей Купченко.
Мощность припортовых элеваторов в Одесской области — 1,4 млн т, то есть если отгрузки не начнутся в ближайшее время, порты могут отказаться и вовсе заблокированными, говорит Купченко. Аналогичная ситуация, по его словам, в Николаевском порту: «При мощности единоразового хранения 627 тыс. т зерна здесь уже накоплено под 600 тыс. т».
Вариант погрузки судна через элеватор уже не рассматривается, поскольку зерно уже негде накапливать, отмечает Андрей Купченко.
Подтверждают перегруженность припортовых терминалов в портах и трейдеры.
«Терминалы очень сильно перегружены, это правда», — говорит Сорокун из «Гермес-трейдинга». Его компания, по его словам, планировала завершить отгрузку урожая в порт максимум до 20 августа, однако сейчас отгружено только 60 вагонов, еще 150 ожидают очереди, пока освободится место.
Аналогичная ситуация, говорит Сорокун, и у крупнейшего зернотрейдера — компании «Нибулон». «Терминал «Нибулона» не то чтобы стоит, но отгрузку я остановил в августе из‑за неподхода лодки. Там лодка не подошла, не смогла загрузиться», — отмечает он.
В Министерстве аграрной политики и продовольствия критичность ситуации опровергают.
«Загружены 27 судов, на которых 500 тыс. т зерна, и они готовы к отправке. Еще около двух млн т накоплено в припортовых элеваторах. Экспорт идет стабильно, никаких сбоев не происходило», — ответили «Капиталу» на официальный запрос в пресс-службе министерства. В Ассоциации портов на запрос «Капитала» не ответили.
Экспорт активизирует кукуруза
Разгрузка перевалочных припортовых мощностей должна произойти в течение ближайших двух недель, говорит Андрей Купченко.
«Иначе нам некуда будет девать кукурузу, урожай которой ожидается рекордным», — говорит он. Аналитик прогнозирует, что в ближайшее время трейдерам придется сбывать зерно за рубеж по ценам спроса. Вячеслав Сорокун отмечает, что «Гермес-Трейдинг» готов пойти по такому пути.
«У нас принцип работы такой: как только товар продан на условиях CPT, CIF или FOB, мы стараемся быстренько выгружать зерно из элеватора на терминал в порт и отгружать по максимуму», — отмечает он.
Эксперт добавляет, что в течение недели могут созреть ранние сорта кукурузы, и тогда трейдерам не останется ничего другого, кроме как отгружать пшеницу по минимальной цене, если собственные элеваторные мощности не позволяют его хранить.