Бізнес

углепром

Государство намерено завершить приватизацию шахт до 2015 г. Активы будут интересны лишь тем частникам, кто сможет обеспечить сбыт продукции

Государство намерено завершить приватизацию шахт до 2015 г.
Государство обещает вооружить шахтеров новыми технологиями за счет частных инвесторов
Фото: Ирина Горбасева

Президент Виктор Янукович накануне Дня шахтера заявил, что приватизация государственных шахт должна быть завершена до конца 2014 г. Глава государства отметил, что к этому времени должен быть окончательно реформирован рынок угля.

Согласно различным источникам, сегодня в Украине приватизировано около 50 шахт, примерно 100 остается в госсобственности. Еще до заявления президента, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в 2012‑2014 гг. планировалось приватизировать 66 шахт.

Следует отметить, что государственные шахты по объемам добычи угля значительно отстали о приватизированных.

По информации Минэнергоугля, за семь месяцев 2013 г. всего добыто 47,7 млн т угля, при этом на госшахты приходится менее 28 %.

Правила меняются

Подходы к привлечению в отрасль частных инвесторов неоднократно менялись: шахты продавались на конкурсе, передавались в концессию или в аренду. В 2010 г. чиновники обсуждали возможность продажи отдельных шахт за символическую цену в 1 грн при условии, что инвестор возьмет обязательства вкладывать средства в развитие добычи.

В апреле 2013 г. Кабмин утвердил порядок продажи целостных имущественных комплексов угледобывающих предприятий на аукционах. Если шахта не вызывает интереса покупателей, ее цена сначала снижается на 30 %, потом — до 50 % от первоначальной стоимости, а затем она может достаться инвестору, который предложит наибольший объем инвестиций.

Подготовка к приватизации — довольно длительный процесс.

«Пока корпоратизация не пройдет, приватизации не будет. Как‑то проводилась корпоратизация трех предприятий в срочном порядке. Заявленные сроки — от четырех до шести месяцев», — сказал «Капиталу» представитель Профсоюза работников угольной промышленности.

В апреле Кабмин решил перенести с этого на следующий год корпоратизацию десяти угольных предприятий. На 2014 г. ранее была запланирована корпоратизация еще семи угольных компаний. Экс-председатель Фонда госимущества Александр Бондарь в беседе с «Капиталом» отметил, что закончить приватизацию государственных шахт до конца следующего года в принципе можно. Однако он усомнился, что найдутся желающие приобретать эти активы.

Экономия бюджета

По словам Александра Бондаря, одной из целей приватизации шахт было намерение снять с государства нагрузку по содержанию убыточных угольных активов. Впрочем, эта цель так и не была достигнута.

По данным Минэнергоугля, в январе-июле 2013 г. убытки госшахт составили 8431,1 млн грн, что на 2180,4 млн грн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Убытки покрываются из государственного кармана за счет налогоплательщиков — за семь месяцев этого года из бюджета поступило 7804,8 млн грн на частичное покрытие расходов по себестоимости угольной продукции.

В 2012 г. Минфин подсчитал, что приватизация шахт или передача их в концессию может сократить дотации до 9,9 млрд грн в 2013 г. Однако активной приватизации не последовало, и уже в июле Верховная Рада увеличила размер господдержки угольных предприятий в 2013 г. на 5,5 млрд грн — до 13,3 млрд грн, что является рекордом.

Падающий рынок

По мнению экспертов, сейчас не совсем удачное время для продажи шахт, поскольку на рынке угля наблюдается значительное перепроизводство и спад цен.

Независимые частные угледобывающие компании испытывают сложности со сбытом и вынуждены сокращать производство. Coal Energy S. A. в июле 2013 г. снизила производство угля в 2,7 раза по сравнению с июлем прошлого года — до 66,59 тыс. т.

Канадская EastCoal Inc. для погашения долгов по зарплате шахтерам вынуждена была продать новую обогатительную фабрику и ведет переговоры о продаже шахты «Мария-Глубокая» (до 2003 г. — шахта им. Менжинского). А с октября прошлого года угольная компания Sadovaya Group из‑за низкого спроса на уголь и падения продаж приостановила добычу на шахте «Садовая», а позднее остановила на ремонт и шахту «Рассвет-1».

О затоваривании рынка угля свидетельствует и динамика его запасов на складах ТЭС. По данным Минэнергоугля, на 1 июня 2013 г. они составили 5,5 млн т (на 1 июня 2012 г. — 3,8 млн т, 2011 г. — 3 млн т), на 1 августа — 4,7 млн т (на 1 августа 2012 г. — 4 млн т, 2011 г. — 2,9 млн т). Такая динамика также является следствием субсидирования отрасли: ТЭС обеспечивают угольщикам сбыт, закупая избыточные объемы­ угля.

Мало, но есть

Старший аналитик компании Dragon Capital Денис Саква говорит, что покупателями шахт могут стать компании, которым удастся обеспечить его сбыт. В то же время привлекательность госшахт оценить достаточно сложно, уверен собеседник.

«Большинство из них очень сильно страдает от завышенной себестоимости производства, в том числе искусственно. Если на частных шахтах себестоимость добычи тонны угля составляет $ 45‑50, то на государственных иногда достигает нескольких тысяч гривен», — отметил аналитик.

По данным компании ДТЭК, в 2012 г. стоимость продажи добытого на шахтах компании угля составляла 584 грн за т, тогда как на государственных — 1307 грн.

«О настоящей привлекательности шахт имеют представление только инсайдеры, которые ими управляют. Эти предприятия могут быть интересны тем, кто в этом секторе работает очень плотно и не понаслышке знаком с реальным состоянием дел, запасов и оборудования», — добавил Денис Саква.

По словам аналитика проекта «Дельфика» Александра Крайникова, среди госшахт можно найти отдельные объекты, которыми заинтересуются покупатели: «Есть ряд шахт, которые формально государственные, но, как принято сейчас говорить, тесно сотрудничают с частными компаниями, например шахта «Краснолиманская». В «Макеевугле» тоже могут быть интересные шахты».

По мнению представителя профсоюза, интерес к покупке шахт будет зависеть от ситуации на рынке. Он привел пример шахты «Мария-Глубокая» компании EastCoal c балансовыми запасами в 90 млн т­ высококачественного угля с низкими зольностью и содержанием серы, которая могла бы быть интересной владельцам металлургических заводов.

«В ситуации, когда наш металл никому не нужен, канадская EastCoal отказалась от этого актива. Решается вопрос покупки этой шахты ИСД или ее возврата Минэнергоугля», — отметил он.

Выеденное яйцо

Эксперты сомневаются, что приватизация остатков угольных активов принесет государству ощутимый доход.

«Скорее всего, это будет приватизация по номинальной цене и в первую очередь шахт с большими объемами добычи», — сказал Денис Саква.

«На хорошие активы цена будет символической, а на плохие просто не будет покупателя, — подчеркнул Александр Крайников. — Надо дождаться стадии роста, чтобы пошла борьба за ресурсы. Три года назад все кричали, что угля не хватает, а сейчас его переизбыток».

При этом он отметил, что спрос на приватизируемые объекты снижает и растущая монополизация экономики: «Еще десять лет назад было много групп и компаний, конкурирующих между собой. А сейчас есть пара громких имен — и все».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама