Директоров на всех не хватит
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что реализация его положений позволит усовершенствовать систему управления объектами госсобственности.
Примечательно, что накануне МЭРТ провел анализ эффективности управления компаниями, которые полностью или частично находятся под контролем органов власти. Как писал ранее «Капитал», всего три министерства были признаны эффективными управленцами, а работа более половины госорганов в этом направлении была признана неудовлетворительной.
Реализовать законодательные новации будет непросто. Сейчас государство присутствует в капитале более чем в 3,2 тыс. предприятий разных форм собственности. И вероятность того, что правительство найдет профессиональных независимых директоров хотя бы для половины из них крайне мала, убеждены эксперты.
Как отметил предправления Украинского института корпоративного управления Александр Мертенс, такие люди должны быть выходцами из бизнеса и понимать современные практики корпоративного управления, они также должны иметь и хорошую деловую репутацию. По словам эксперта, в России, где институт независимых директоров существует с 2008 г., некоторые госкомпании были вынуждены приглашать директоров из‑за рубежа. Соответственно, оплата услуг таких специалистов обходилась очень дорого. По информации российских СМИ, каждый независимый директор «Роснефти» стоил компании дополнительных $ 200 тыс. в год.
Опытный образец
Как подтвердил «Капиталу» чиновник аппарата Минэкономразвития, работая над законопроектом, министерство учитывало опыт работы института независимых директоров в России и США, а большинство норм законопроекта взято из российской практики. Однако в России, например, существует требование вводить независимых директоров в советы компаний со стопроцентным участием государства, тогда как нынешняя редакция украинского законопроекта прямо указывает, что независимых директоров в таких компаниях быть не должно.
Даже судя по опыту России и Казахстана, независимый директор не всегда имеет возможность влиять на важные для предприятий решения, отметил Александр Мертенс. «Само по себе наличие независимых директоров в совете не обеспечивает результат. Нужны дополнительные шаги государства, чтобы оно определилось со своими ролями как собственника, так и регулятора. Прежде всего это касается налогового давления и регулирования рынков», — подчеркнул эксперт.
Стоит отметить, что решение о приглашении независимых управленцев будут инициировать уполномоченные органы самих предприятий. Собеседник из МЭРТ отметил, что отбор и утверждение кандидатов на должность независимых менеджеров будет осуществляться министерством на конкурсной основе. Это же касается и независимых членов набсоветов.
После доработки документ был согласован со всеми министерствами и ведомствами, написано в пояснении к законопроекту. С положениями документа не согласился только Фонд госимущества — его не устроило, что именно МЭРТ будет вести реестр и согласовывать кандидатуры управленцев, которые в будущем станут представлять интересы государства в управлении госпредприятиями. Однако это замечание было отклонено.