Торговый центр «Глобус» готов снизить арендные ставки в среднем на 20 %, рассказали «Капиталу» три его арендатора.
«Мы встретились с его руководством и достигли принципиальных договоренностей о снижении цены», — сообщил генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети Baldinini, Levi's, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров.
При этом размер скидок он назвать отказался. «Мы сейчас проводим переговоры с «Глобусом» о возможности снизить арендные ставки на 20‑30 %», — отметил владелец сети Solo Pizza Саед Шараф Насер.
Как уже ранее писал «Капитал», сейчас стоимость аренды в первой очереди «Глобуса» составляет от $ 130 до $ 320 за один квадратный метр в месяц в зависимости от площади и месторасположения помещения.
Скидки будут предоставлены на полгода — с начала августа до февраля следующего года, подчеркнул один из арендаторов. В конце года, поясняет он, сети намерены вновь сесть за стол переговоров с руководством «Глобуса», а размер арендных ставок будет зависеть от результатов продаж. «В этом году посещаемость центра снизилась на 30‑40 % по сравнению с 2012 г.», — сетует Саед Шараф Насер.
Руководство «Глобуса» не готово проводить капитальный ремонт центра, о чем арендаторы просят его уже несколько лет.
«Нам пообещали это в устной беседе, но документально это не зафиксировано», — заверил директор крупной сети по продаже одежды. Получить комментарий у менеджмента «Глобуса» и у его собственников — лондонского офиса компании London&Regional — не удалось.
«Глобус» — первый профессиональный киевский торговый центр, который расположен под Майданом Незалежности и насчитывает свыше 100 арендаторов. Общая площадь объекта составляет 35,4 тыс. кв. м, а торговая — 18,6 тыс. кв. м.
Арендные ставки снизились на 60 %
Ритейлеры уже несколько лет требуют от руководства «Глобуса» пересмотреть цену аренды, говорит руководитель крупной одежной сети и уточняет, что в прошлом году некоторым арендаторам ставки снизили на 29 %, а в марте текущего года еще на 12 %. «Наши договоренности действовали до начала августа», — отметил собеседник издания.
Он сообщил, что руководство «Глобуса» отказалось вести дальнейшие переговоры, поэтому 1 августа около 30 ритейлеров провели акцию протеста. Как уже ранее писал «Капитал», сети по продаже обуви, одежды и аксессуаров OGGI, River Island, Monton, Pierre Cardin, Carlo Pazolini, New Look, Tommy Hilfiger, Tally Weijl, Adidas, Walker, Accessorize, Reebok Baldinini, Marc Aurel, L'Оccitane закрыли свои магазины на один час — с 11:00 до 12:00.
«После завершения нынешних переговоров, суммарный размер скидок составил около 60 % от первоначальной цены, указанной у нас в договоре», — подчеркнул директор сети магазинов одежды в беседе с корреспондентом «Капитала».
«Глобус» вынужден был пойти на уступки, поскольку мог потерять своих арендаторов, считает совладелец торгово-развлекательного центра Dream Town Александр Меламуд. «Заменить их другими ритейлерами сложно, поскольку их количество ограничено. Для этого необходимо время», — убежден он.
Девелоперов заставят пойти на уступки
Схожая ситуация наблюдалась в торгово-развлекательном центре Ocean Plaza. Владельцы около трех десятков магазинов заявляли о намерении покинуть его. Они не согласны с жесткими договорами аренды и уровнем продаж, который оказался вдвое ниже прогнозируемого. Размером арендных ставок несколько лет назад были недовольны и ритейлеры торгово-развлекательного центра Sky Mall. Но арендаторы «Глобуса» — первые, кто добился реальных уступок от владельцев торговых площадей за последнее время.
На 5‑15
процентов
может снизиться стоимость аренды в торговых центрах Киева
Сейчас ритейлеры ведут переговоры и с другими торговыми центрами о снижении аренды, говорит Андрей Макаров. «В следующем году в Киеве может начаться вторая после начала кризиса волна снижения арендных ставок», — считает руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский.
По его мнению, в неудачных объектах цена аренды снизится на 15 % и более, в успешных — на 5‑15 %, а в самых востребованных останутся без изменений. Оборский поясняет, что аренда может подешеветь из‑за активного роста предложения. К 2016 г. девелоперы намерены удвоить существующее предложение торговых площадей — до 2 млн кв. м.