Лидерами по количеству жалоб в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) в этом году стало два продавца «автогражданки» — «Украинская транспортная страховая компания» («Utico») и «Украинская охранно-страховая компания».
Об этом «Капиталу» сообщили сразу три источника в МТСБУ. «Эти компании стоят первыми в списке тех, на кого больше всего жалуются потерпевшие в ДТП и страхователи. Основная причина жалоб — задержка выплат», — сообщил на условиях анонимности сотрудник МТСБУ. По его словам, компании являются первыми кандидатами на исключение из бюро. Официального ответа на запрос «Капитала» от МТСБУ на момент публикации не поступило.
По чайной ложке
«Самое большое количество жалоб к нам поступает на «Украинскую охранно-страховую компанию», — отмечает председатель общественной организации потребителей страховых услуг «Страховая защита» Василий Дарков. К примеру, одному из потерпевших компания задолжала по ОСАГО около 50 тыс грн, и недавно начала отдавать долг — по 1 тыс грн в неделю.
«Украинскую охранно-страховую компанию» еще называют страховщиком МВД, так как 40% компании принадлежит департаменту государственной службы охраны при Министерстве внутренних дел, 20% акций владеет управление Госслужбы охраны при Главном управлении МВД в Киеве.
Компания «Utico» принадлежит двум физлицам (с пакетами 39,9 и 60% акций).
Смена караула
Официально у МТСБУ к страховщикам-неплательщикам претензий нет. К примеру, в 2014 году президиум бюро обратился к регулятору с просьбой проверить страховщиков, у которых есть проблемы с выплатами. «Если есть факты ухудшения ситуации в компаниях, которые продают „автогражданку“, то бюро должно довести их к сведению Нацкомфинуслуг», — считает экс-гендиректор МТСБУ Наталья Гудыма. Однако, в этом году подобного обращения не было.
Участники рынка ОСАГО надеются, что «Украинская транспортная страховая компания» и «Украинская охранно-страховая компания» еще могут исправить ситуацию. «У обеих компаний недавно сменился топ-менеджмент. Возможно, новым руководителям удастся справиться с ситуацией» — полагает Василий Дарков.
В «Украинской транспортной страховой компании» топ-менеджмент поменялся в сентябре 2014-го, а в «Украинской охранно-страховой компании» — в марте 2015 года.
«В сентябре 2014 была смена топ-менеджмента, после чего наша компания рассчиталась по штрафам перед МТСБУ за ошибки в тарифной политике предыдущей команды. Далее потребовалось некоторое время для анализа системы урегулирования убытков. Теперь мы ежемесячно увеличиваем объем выплат по ОСАГО и уменьшаем сроки выплат», — сообщил советник предправления «Украинской транспортной страховой компании» Дмитрий Овдий. По его словам, в первом квартале 2015-го компания выплатила по ОСАГО 3,1 млн. грн., что почти на треть больше, чем в прошлом году.
Старается решить проблему невыплат и новый топ-менеджер «Украинской охранно-страховой компании» Сергей Парфенюк: «Свыше 80% всех поступлений мы направляем на выплаты по ОСАГО. Поэтому проблему задолженности вскоре решим», — пообещал он, но не сообщил, когда именно это произойдет.
Системный подход
Эксперты уверены, что силами одних топ-менеджеров проблему невыплат не решишь. «Здесь важную роль играют акционеры и их желание инвестировать в свои компании», — считает гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая.
Чтобы повысить такое желание у акционеров МТСБУ и Нацкомфинуслуг в этом году меняют подходы к оценке деятельности страховщиков, акцентируя внимание на жалобах клиентов. Так с 3 квартала 2015 года в бюро начинает действовать новая методика оценки рисков продавцов «автогражданки». А с мая — Нацкомфинуслуг запускает новый механизм работы с жалобами населения. «Раньше от момента получения жалобы регулятором до принятия им мер к нарушителю могло пройти 3-4 месяца, сейчас этот срок сократится до 30-40 дней», — обещает член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб.
К сожалению, пока в бюро и комиссии начнут действовать новые подходы к оценке деятельности страховщиков, пройдет 2-6 месяцев. За это время некоторые продавцы «автогражданки» могут и обанкротиться.