Девелоперы уравнивают цены на квартиры в готовых домах и находящихся на уровне котлована. Причем не за счет снижения цен в построенном жилье, а за счет повышения стоимости «котлованов». Тенденция характерна для крупных игроков, которые параллельно реализуют несколько объектов.
Например, у ХК «Киевгорстрой» можно купить трехкомнатную квартиру площадью 83 кв. м в уже сданном доме за 1,77 млн грн. В другом доме компании, который только возводится (дата сдачи в эксплуатацию — декабрь 2016 года) примерно такую же «трешку» предлагают за 1,89 млн грн. Отметим, что оба дома возводятся по одной технологии и находятся правом берегу в околоцентральных районах.
Схожая маркетинговая политика у банка «Аркада» и компаний «Житлоінвестбуд» и «Укрбуд». Характерная для них ситуация: квартиры, расположенные в одном жилом комплексе, но в соседних секциях с разницей в сроках сдачи до года, отличаются по цене на несколько десятков тысяч гривен. И те, что сдаются на год раньше, продаются дешевле «котлованов».
Курсовой ответ
Предложения «дорогих котлованов» появились на рынке еще в декабре прошлого года, но носили единичный характер. Это стало ответом застройщиков на отмену в ноябре фиксированного курса. Тогда гривна за считанные дни просела по отношению к доллару на 40%. В феврале же, когда произошла отмена индикативного курса, тенденция дорогих котлованов приобрела практически массовый характер.
«Если говорить о сегодняшнем дне, то с учетом подорожания строительных материалов, комплектующих, бензина и других материалов, квартира в доме, который только начали строить, уже выше, чем в готовом объекте», — отметили в пресс-службе ХК «Киевгорстрой».
Строительный рынок чувствителен к курсовым колебаниям, говорит советник президента компании «Житлоінвестбуд» Петр Шарафетдинов. «В новые проекты, которые сегодня только стартуют, застройщики закладывают новые расходы. В сравнении с прошлогодними (когда открывались продажи на объекты, которые сейчас уже почти готовы) эти расходы выросли в разы», — поясняет он ABCnews . Эксперт добавляется, что стройматериалы, энергоносители, и работа строителей подорожали в 1,5-3 раза. «Как результат — выросла стартовая цена на новые объекты», — подытоживает эксперт.
В компании «Укрбуд» добавили, что в структуре себестоимости новых проектов застройщики больше внимания уделяют рискам: возможному дефициту стройматериалов, валютным колебаниям.
Маркетинговый ход
Высокие цены на «котлованы» — всего лишь маркетинговый ход девелоперов, уверен независимый эксперт столичного рынка недвижимости Ярослав Цуканов. Так застройщики пытаются активизировать спрос на почти достроенные дома. «Это стимуляция продаж в практически готовых объектах. Вполне естественно, что покупатель, обнаружив новый дом, стоимость квадрата в котором выше, чем в уже готовом, подсуетится и купит этот почти готовый дом. В свою очередь застройщику все равно, откуда поступают деньги.
Его задача: построить, сдать, получить деньги от реализации, положить их в карман и посчитать прибыль. А уже потом думать, что делать с „котлованом“, откуда привлекать на него средства и как достраивать», — заключает эксперт.
Эксперт убежден, что на нынешнем кризисном рынке, которому свойственен острый дефицит покупателей, застройщикам ничего не останется, как опускать цены до того уровня, который сможет осилить потенциальный покупатель жилья.