Антимонопольный комитет Украины начал выяснять, на каком основании страховщики с 1 мая повысили цены на полисы «автогражданки». «Мы направили соответствующий запрос в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) и ждем ответ», — сообщил и. о. главы АМКУ Николай Бараш.
Пошли в рост
Цены на полисы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности водителей (ОСАГО) с 1 мая подорожали на 25%, в зависимости от базового тарифа, на который влияет ряд факторов, в том числе и место регистрации авто. Больше всего придется заплатить владельцам машин, зарегистрированных в Киеве — здесь страховка подорожала на почти 270 грн. В то же время цена на полис при регистрации авто в районном центре выросла, в среднем, на 90 грн.
Решение повысить стоимость ОСАГО президиум МТСБУ принял еще в марте, требуя от продавцов «автогражданки» сделать это за счет коэффициентов. «Так как цена на страховку состоит из базового тарифа, а также минимальных и максимальных коэффициентов, которые могут применяться к этому тарифу, то страховщики особо ничего не меняли. Просто с 1 мая они начали применять к базовому тарифу ОСАГО не минимальные, а максимальные коэффициенты», — объяснила зампредседателя комитета по управлению рисками МТСБУ Людмила Белошицкая. А тем компаниям, которые отказываются так делать, придется заплатить штраф. «Его размер составляет 20% от полученных премий по полисам ОСАГО», — сообщил «Капиталу» председатель набсовета страховой компании «Саламандра-Украина» Юрий Явтушенко.
В состав президиума МТСБУ входят компании «АХА Страхование», «ПЗУ Украина», «Украинская страховая группа», «Уника», «Универсальная», общество «Ильичевское», группа «ТАС».
Сговор или выход
По словам члена Нацкомфинуслуг Дениса Ястреба, президиум МТСБУ с регулятором повышение цены на ОСАГО не согласовывал. «Страховые компании обязаны это делать, если хотят повысить базовый тариф или коэффициенты, так как ОСАГО — обязательный вид страхования и регулируется государством. Но если президиум МТСБУ что-то меняет в рамках действующих коэффициентов, то согласовывать с комиссией не обязательно», — объясняет член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб. Об интересе АМКУ к повышению цен на полисы ОСАГО он не слышал.
Некоторые эксперты называют запрос от Антимонопольного комитета звеном в цепочке событий последних двух лет, связанных с борьбой политиков за деньги из фондов МТСБУ.
Президент ЛСОУ Александр Филонюк считает интерес АМКУ к данному вопросу объективным. «Кто-то должен проверить, действительно ли уровень убыточности каждого участника бюро достиг той критической отметки, которая вынуждает его повысить цену, чтобы нет обанкротиться. По моим данным, сегодня некоторые страховые компании выплачивают по ОСАГО намного меньше, чем должны были бы. То есть повода повышать цену, вроде бы, нет», — считает Александр Филонюк.
На контроле
По мнению предправления группы «ТАС» Павла Царука, в связи с девальвацией гривни повышать стоимость ОСАГО нужно было на 50%, а не на 25%. «Да, есть такие компании, которые мало платят потерпевшим, зато много — агентам, что приводит к жесткому демпингу на этом рынке. Но их нужно контролировать и лишать лицензий, а не заставлять добросовестных продавцов ОСАГО работать себе в убыток», — говорит Павел Царук.
Антимонопольный комитет ждет ответ от МТСБУ до 15 мая. Если комитет решит, что продавцы «автогражданки» подняли цену на этот вид страхования неправомерно, им грозят большие штрафы — до 10% полученных премий по ОСАГО. Общий размер премий в этом сегменте в 2014-м составил 2,5 млрд грн.