Нацбанк объявил о том, что «начал действовать» Меморандум об урегулировании вопроса реструктуризации потребительских кредитов в иностранной валюте. Возникает вопрос — что это за документ, кто его подписал и что конкретно теперь получат валютные ипотечные заемщики?
В тексте Меморандума были указаны три условия, выполнение которых обязывает банки начать процедуру реструктуризации долгов. Два из них уже выполнены.
Во-первых, президент 5 мая подписал закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно кредитных обязательств». Закон уже 6 мая был опубликован в газете «Голос Украины» и, соответственно, вступил в силу 7 мая. С этого дня физические лица освобождены от уплаты налогов (20% налога на доходы физлиц и 1,5% военного сбора) при прощении им банком части кредитного долга после конвертации валютных кредитов в гривневые. Поскольку отчетный налоговый период для физлиц при подаче декларации — год, то этот закон распространяется на все реструктуризации, проведенные после 1 января 2015 года.
Во-вторых, НБУ внес изменения в свои нормативно-правовые акты, которые позволят ему не применять санкции к банкам, допускающим нарушение нормативов в случае проведения реструктуризации валютных кредитов и/или прощения заемщикам части долга. Урегулированы также вопросы дальнейшей классификации и учета банками реструктурированных кредитов.
Не было выполнено лишь третье требование Меморандума — отмена моратория на обращение взыскания на имущество, которое выступает обеспечением по кредитам физлиц, установленного законом о моратории № 1304-VII от 3 июня 2014 года. «Требование отмены моратория сегодня является нецелесообразным, поскольку может вызвать напряжение в обществе», — цитирует пресс-служба Нацбанка слова соглавы Общественного совета при НБУ Станислава Аржевитина.
К кому идти за реструктуризацией
Поскольку третье условие было проигнорировано, а сам Меморандум является добровольным инструментом решения конфликта кредиторов и заемщиков, НБУ будет сложно заставить все банки, подписавшие документ, начать его реализовывать, а также убедить другие учреждения присоединиться к Меморандуму. Как сообщал FinMaidan, Меморандум был подписан еще в начале года 11 банками. Из 14 крупнейших банков с ним согласились два — ПриватБанк и Альфа-банк (см. «Долги не простят»). В рэнкинге крупнейших валютных кредиторов на 1 января они занимали 9-е и 10-е места. Под меморандумом также были визы банка «Надра» и Дельта Банка (суммарно они выдали 35,2% всех валютных кредитов; занимали 1-е и 3-е места), но в феврале-марте в них ввели временные администрации, что блокирует любые операции с их активами.
Еще семь подписантов относятся к группам крупных, средних и небольших банков: Креди Агриколь Банк, Фидобанк, Платинум Банк, Украинский профессиональный банк, «Михайловский», «Грант», Регион-банк. У них не было крупных валютных портфелей (суммарно их доля была 2,47%), а у банка «Михайловский» на начало года розничный валютный портфель составлял «0 грн».
Учреждения с европейским капиталом отказались подписать меморандум — такое согласие дал только Креди Агриколь Банк. В Независимой ассоциации банков Украины в начале марта сказали, что направили письма в наблюдательные советы ОТП Банка, Правэкс-банка, Райффайзен Банка Аваль, УкрСиббанка, Укрсоцбанка и Универсал Банка, чтобы они подписали документ (пять из них входят в топ-10 по валютному портфелю). Но за два месяца никто из них к документу не присоединился. Также в десятку крупнейших по размеру валютного портфеля входил проблемный банк «Финансы и Кредит», но он сейчас занимается собственным спасением, а не проблемами заемщиков.
Кому и что спишут
У заемщиков есть три месяца — до 7 августа — для подачи заявки в банк. «Чтобы начать процесс реструктуризации долга, заемщик должен письменно обратиться в банк с просьбой провести конвертацию на условиях Меморандума и зарегистрировать это обращение в банке. В случае письменного отказа банка от реструктуризации или получения решения о применении условий реструктуризации, которые хуже условий Меморандума, необходимо письменно обратиться в комиссию при Общественном совете, которая будет создана в ближайшее время», сообщили в НБУ. У банков будет три месяца с момента получения заявления клиента на реструктуризацию.
В Меморандуме говорится, что реструктуризации подлежат валютные ипотечные кредиты физлиц объемом не выше 2,5 млн грн по официальному курсу на 1 января 2015 года (порядка $158 тыс.). По такому кредиту не должно быть просроченных платежей на 1 января 2014-го, то есть до момента обвала курса гривны, или возникший долг должен быть погашен в полном объеме до момента начала реструктуризации. Это отсеет от льготной конвертации всех, кто не платил даже по курсу 8 грн/$. Штрафные санкции, которые возникли в 2014 году, будут прощены, если будет погашена просрочка. Это не единственное ограничение. Речь идет только об ипотечных кредитах на покупку жилья, в котором зарегистрирован заемщик и которое является его единственным жильем. Это отсеет всех, кто купил несколько квартир с инвестиционной целью для перепродажи.
Конвертация будет проведена по следующей схеме. Валютный долг будет пересчитан по официальному курсу на момент реструктуризации. Например, сегодня курс составляет примерно 20,6 грн/$. После этого банк списывает 50% гривневого долга, если у вас «социальное жилье» (площадь квартиры — до 60 кв. м., площадь дома — до 120 кв. м.), и «не меньше 25%», если у вас более значительная по площади недвижимость. Никаких льготных курсов конвертации (ни 5,05 грн/$, ни 8 грн/$) в Меморандуме нет. Речь идет только о величине списания части гривневого долга после конвертации по официальному валютному курсу, который идентичен рыночному. Но списание 50% при текущем курсе перевода означало бы фиксацию навсегда «курса» 10,3 грн/$ при социальном жилье и не выше 15,45 грн/$ — при остальном жилье. Поскольку у банков есть три месяца на проведение реструктуризации, то официальный курс может быть в день реструктуризации выше. И если он составит 24 грн/$, то «курсы» конвертации с учетом списания части долга составят соответственно 12 грн/$ и 18 грн/$.
К слову, списание части долга происходит не в момент конвертации кредита, а потом — когда этого захочет банк. В Меморандуме говорится, что банк должен списать часть долга (25-50%) не раньше, чем через 30 дней после начала успешного обслуживания заемщиком реструктуризированного кредита, но не позже срока окончания кредита. То есть если речь идет о десятилетней ипотеке, то банк может провести формальное списание не сейчас, а в 2024 году. С одной стороны, эта норма позволяет банкам равномерно растянуть списания (свои убытки) на длинный период, с другой — это будет постоянно психологически давить на заемщика. Ведь долг будет прощен в случае «своевременного выполнения обязательств заемщика», а любую просрочку платежа в будущем банк может назвать «несвоевременным» выполнением договора и вовсе отказать в списании.
Кредит подорожает через три года
Среди других важных моментов то, что банк обязан по желанию заемщика перевести его с аннуитетной формы погашения кредита (равными платежами) на классическую форму, которая со временем приводит к уменьшению ежемесячного платежа. Процентная ставка по гривневому кредиту останется такой же, как и в валютном договоре, но только на ближайшие три года. Потом банк сможет ее повысить. Также в течение трех лет заемщик может в любой момент вернуть банку предмет ипотеки — это будет считаться полным погашением по потребительскому кредиту. И даже если вырученная от продажи квартиры сумма не покроет долг заемщика перед банком, учреждения не смогут требовать от клиента погашать оставшийся долг другим своим имуществом.
Если заемщик не согласен с условиями конвертации, изложенными в Меморандуме, или же его банк отказался подписать Меморандум, у него остается немного вариантов. Он может пойти на условия программ, которые банки разработали самостоятельно, или же ждать принятия закона о принудительной льготной реструктуризации. Подобные программы коммерческих банков либо вовсе не предлагают списаний, либо предлагают совсем небольшую «скидку», а основную ставку делают на увеличении срока кредита, что позволяет уменьшить сумму ежемесячного платежа.
Принятие закона о льготной конвертации некоторые заемщики считают единственным выходом из ситуации, но в НБУ вместе с МВФ выступают против его принятия, а президент Петр Порошенко обещал закон ветировать. На сторону власти перешли и некоторые бывшие митингующие. Соглава Общественного совета при НБУ Ярослава Авраменко, которая весной прошлого года участвовала в митингах с требованием провести конвертацию кредитов по льготному курсу, сейчас говорит о Меморандуме как о «компромиссном решении проблемы валютных кредитов».