Быстрое распространение устройств с поддержкой NFC, а также систем мобильных платежей заставляет предпринимателей изменять подходы к продажам. Для более детального анализа профилей потребления они решили научиться идентифицировать покупателей в местах их пребывания с помощью бесконтактной карты или NFC-смартфона и начислять бонусы самым активным, стимулируя спрос.
Облачные бонусы
В
Украине рынок мультибрендовых скидочно-бонусных карт, скрещенных с платежными картами, еще не сформирован. В то же время в Турции, например, каждая четвертая выданная банком карта — бонусная. Оборот этих систем составляет уже около $ 10 млрд.
Этой осенью украинские компании запустят несколько подобных проектов и на отечественном рынке. Одна из них — основанная в 2011 г. компания Worldalias. Она разработала программный комплекс для учета и контроля различного рода программ лояльности. «Единая карта с магнитной лентой или чипом не решала проблемы, так как эти типы карт требуют специального оборудования. С появлением технологии NFC и мобильных устройств с операционной системой Android все упростилось», — говорит один из основателей проекта Марат Уразов.
Решение Worldalias — облачное. Идея такова: владелец бизнеса регистрирует свою компанию в системе, после чего выпускает электронные билеты и терминалы для их обслуживания. Причем терминалом может быть любое устройство на базе Android c поддержкой NFC. Клиент тоже регистрируется на ресурсе. Его идентификатором может быть как бонусная карта банка партнера, так и, например, бесконтактная карта метрополитена или просто смартфон с NFC, к которому он привяжет свой аккаунт.
Сейчас Worldalias ведет переговоры с потенциальными банками-партнерами, среди которых — Финансы и Кредит, банк «Национальный кредит» и Укрсоцбанк, говорит Уразов. К бонусной системе должна быть привязана обычная кредитка, которая превратит ее в своего рода электронный кошелек. «Для финучреждения сотрудничество может быть интересно в виде расчетного банка, а также в ко-брендинговых проектах», — сообщил «Капиталу» представитель пресс-службы ПУМБ. Worldalias пытается наладить контакт и с потенциальными клиентами. Аккаунты для продавцов компания собирается продавать по схеме подписки — € 5 в месяц.
Несколько «но»
Полноценных старт проекта запланирован на следующий месяц. Он позиционируется собственниками как глобальный (его поддерживают серверы в Германии, Украине и облачные хранилища в США). «Но масштабировать проект будет непросто, поскольку на других рынках уже есть свои игроки, в том числе глобальные — тот же Google, с которым будет очень сложно конкурировать», — говорит венчурный партнер компании TA Venture Игорь Семенов.
Кроме того, не все так однозначно и с парком устройств, считает гендиректор платежной системы Monexy Юрий Чайка. Он говорит, что его компания пыталась развивать подобный проект еще три года назад. «Тогда мы выдали около 7 тыс. карт, но все уперлось в терминалы», — отмечает менеджер. Один бесконтактный терминал можно заказать за $ 300, но для того чтобы бонусная система стала популярной, по оценкам Чайки, на старте нужно установить в ритейл-сетях и заведениях около 5‑10 тыс. собственных терминалов. А Марат Уразов говорит, что делает акцент на универсальности системы — для ее активации нужен любой NFC-ридер. Но, вложив в разработку порядка $ 80 тыс., он осознает, что для дальнейшего развития нужны гораздо более крупные инвестиции — $ 2,5 млн.
В
партнерстве с крупными
Юрий
Чайка говорит, что на своей системе он крест не поставил, но пошел другим путем. Компания договорилась об использовании готовой сети терминалов — Mastercard, хорошо развитой по всей стране. В этом месяце должна быть запущена первая фаза проекта Чайки. На старте пользователям будут доступны платежные функции системы. Одна из них — быстрый перевод средств с карты на карту. Процесс будет напоминать отправку sms — ввел имя, отправил деньги. А ближе к концу года появится и бонусная программа, в том числе и в крупных розничных сетях.
Бизнесмены видят большой рынок бонусных систем в Украине в перспективе ближайших трех лет. По прогнозам Чайки, участниками таких программ смогут стать около 10 млн пользователей. Несколько лет на рынке уже работает первый и очень активный игрок — компания «Бенефит системс» (торговая марка Maxicard). Это мультибрендовая бонусная система, которая к концу 2012 г. уже выпустила около 200 тыс. карт и собирается в пять раз увеличить это число к концу 2013 г. Клиенты получают бонусы при покупке товаров и услуг у 40 подключенных к проекту компаний. Это магазины, автозаправочные сети, туристические фирмы, рестораны, кафе, развлекательные заведения и пр. Ресторан «Якитория», например, предлагает собственникам карт скидку в размере 10‑20 %.
Мобильные операторы тоже в игре
У
«Бенефит системc» была хорошая финансовая поддержка на старте от VAB Банка. Участники рынка говорят, что в развитие сети терминалов было инвестировано около $ 7 млн. C 2013 г. Maxicard перешла под контроль Альфа-Банка, который активно развивает системы электронных бесконтактных платежей. В июне финучреждение совместно с крупнейшим мобильным оператором «Киевстар» и платежной системой MasterCard объявило о проекте по организации платежей с помощью специального приложения на смартфоне по беспроводной технологии NFC и бесконтактных POS-терминалов.
Начальник отдела мобильной коммерции «Киевстар» Леся Запорожец смотрит на развитие сферы NFC-расчетов оптимистично. В сети оператора уже около 100 тыс. устройств, поддерживающих этот стандарт. Бесконтактные платежи — это только основа проекта. «Идея агрегирования платежных карт, проездных документов, дисконтных, бонусных и иных карт может быть востребована, поскольку это удобно пользователям», — говорит она.
До полноценного запуска масштабного проекта с единым кошельком и существенной ( от 100 тыс.) базой терминалов по приему говорить еще рано. Оптимальным решением будет прошивка существующих терминалов и выпуск кобрендовой мультикарты на первом этапе, с постепенным запуском полноценного безконтактного кошелька на технологии носимцентрик NFC с существенно более широким спектром применения - это и МСБ с приемом платежей и ведение единого скидочного аккаунта в смартфоне с возможностью осуществить осуществить оплату и погашение всех скидок в одно касание.