Контрабанда подакцизных товаров и контрафакта вновь может стать уголовно наказуемым преступлением. Но при условии, если ее стоимость составит более чем 4 тыс. грн. Такие изменения в Уголовный кодекс предлагают две фракции коалиции — «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт». Свою инициативу депутаты мотивируют тем, что с 2012 г., когда было отменено уголовное преследование за данный вид правонарушений, произошел значительный рост нелегального перемещения и производства табачной, алкогольной продукции и топлива. В других фракциях коалиции также соглашаются с необходимостью возвращения старой нормы, однако считают целесообразным пересмотреть порог стоимости.
13 депутатов от «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» предлагают вернуться к практике уголовного преследования за контрабанду подакцизных и контрафактных товаров в крупных размерах. Соответствующий законопроект № 2840 зарегистрирован в Верховной Раде. Если эта норма будет поддержана, то за данный вид правонарушений контрабандистам табака, алкоголя и топлива, а также производителям подделок может грозить тюремный срок от трех до семи лет с конфискацией.
Под крупными размерами депутаты подразумевают, что стоимость контрабандного товара в 250 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум. То есть контрабанда товара, стоимостью свыше 4,25 тыс. грн, может стать уголовно преследуемым нарушением. Напомним, что контрабанда подакцизных товаров была декриминализирована в 2012 г. Под статьей УК остались только лица, перемещающие вне таможенного контроля культурные ценности, оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы и взрывчатые вещества. Подакцизная контрабанда карается штрафом в размере 100% от ее стоимости.
Авторы поправок в пояснительной записке к законопроекту отмечают: анализ информации свидетельствует о том, что за три года отмена уголовного наказания привела к «значительному росту количества правонарушений, связанных с незаконным производством и перемещением через таможенную границу больших объемов подакцизных и контрафактных товаров». Впрочем, конкретные объемы контрабанды депутаты не называют. В Государственной фискальной службе также не смогли предоставить такие данные. Однако, по неофициальной информации, за последний год поток контрабандного и контрафактного товара увеличился с территории Донбасса, Крыма и наоборот — в оккупированные регионы и на временно неподконтрольные территории.
По данным участников табачного рынка, тенденция к росту нелегального оборота наблюдалась с 2008 г. В 2010 г., когда компания TNS начала проводить исследование объемов реализации нелегальной табачной продукции, теневой рынок составлял 2,8%, в 2011 — 4,4%, в 2012 — 5,6%, а в 2014 г. достиг рекордного уровня — 8,8%.
«Рост контрабанды объяснялся рядом причин: сложными экономическими условиями, ростом уровня коррупции, непродуманной акцизной политикой, которая привела к резкому повышению цен и дисбалансу в ценах на сигареты в Украине и в близлежащих странах. Отмена уголовной ответственности стала дополнительным благоприятным условием для роста объемов нелегальной торговли», — говорит директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут.
Напомним, что результат исследования в прошлом году показал некоторое снижения объемов контрабанды и контрафакта — до 5,6% — в большей степени за счет того, что опрос курильщиков не проводился в Донецкой и Луганской областях, и в Крыму.
В целом производители сигарет поддерживают введение уголовной ответственности за контрабанду подакцизных товаров. Но участники рынка напоминают, что и до 2012 г., когда контрабанда подакцизных товаров уголовно преследовалась, теневой рынок табака успешно и беспрепятственно развивался.
«В разных регионах Украины время от времени выявлялись подпольные фабрики, уровень контрабанды на пограничных территориях достигал 30-40%, а государственный бюджет ежегодно нес колоссальные потери, — отмечает директор по корпоративным вопросам Imperiаl Tobacco в Украине, Молдове и странах Кавказа Олег Стрекаль. — Мы можем сколько угодно менять законодательные нормы, усиливать ответственность, подписывать новые соглашения с партнерскими международными спецслужбами, но это все может так и остаться „на бумаге для галочки“. Решить проблему теневого рынка табака могут эффективный контроль, жесткая правоприменительная практика и налогообложение».
До тех пор, пока правоохранительные органы будут закрывать глаза на объективные вещи — прилавки с контрабандой, торговлю сигаретами без акцизных марок, работу подпольных фабрик — ничего не изменится, считает Стрекаль.
По оценкам представителей отрасли, ежегодно государственная казна от наличия теневого оборота недополучает до 2 млрд грн. По данным Международного центра инвестирования и вопросов налогообложения, ежегодные потери в мире от контрабанды сигарет составляют до 40 млрд долл.
«Строительство одного завода по производству сигарет окупается нелегальным ввозом 1 контейнера. И это не только потери бюджета, но и социальная опасность, помощь терроризму», — говорит советник центра Лиз Аллен. Как отмечает начальник оперативного отдела экономических преступлений и подделки денег Европола Карл ван Хекелом, каждое третье расследуемое структурой преступление связано с незаконной торговлей сигаретами.
Поэтому Александр Когут уверен, что помимо введения уголовного преследования за контрабанду, не менее важным является усиление ответственности за продажу нелегальной табачной продукции, особенно на рынках, где реализуется больше половины всего объема контрабанды и контрафакта, а также обязательное уничтожение конфискованных нелегальных сигарет.
«Для полного искоренения незаконной торговли необходим комплексный подход, включая взвешенную налоговую политику и современную цифровую систему контроля за уплатой акциза и перемещением подакцизных товаров. Предложения по такой системе уже подготовлены Минфином, и мы надеемся на поддержку этих предложений Кабмином», — говорит менеджер по вопросам фискального регулирования «Филип Моррис Украина» Алексей Калиниченко.
Предложенный же порог стоимости нелегального ввоза производители считают достаточным. Это сравнимо с ценой полукороба сигарет (короб вмешает 500 пачек или 10 тыс. шт. сигарет). Хотя, например, уголовная ответственность в других странах начинается совсем с других объемов. Тюрьма за нелегальное производство и реализацию сигарет в России грозит с суммы от 100 тыс. руб., за контрабанду — от 250 тыс. руб., то есть соответственно 2-5 тыс. долл. В Румынии уголовная ответственность применяется в случае контрабанды больше чем 10 тыс. шт. сигарет, а реализации без уплаты налогов — более 20 тыс. лей (4,5 тыс. евро).
Представитель одного из производителей алкоголя, пожелавший остаться неназванным, менее оптимистичен. Для его рынка проблема контрабанды продукции не столь болезненна, так как ее объемы незначительны, а вот производство контрафакта внутри страны — вопрос давно наболевший. Однако доказать, кто, когда и как произвел подделку, и соответственно, привлечь к уголовной ответственности нарушителя, практически невозможно.
«У нас есть обратная связь с правоохранительными органами, приезжаем на точку, показываем производителю бутылку с их этикеткой, номером лицензии. А они говорят, это не мы, кто-то взял нашу этикетку и произвел. И что дальше? — рассказывает участник алкогольного рынка. — Так что хоть 10 статей в Уголовный кодекс введи по ответственности, все равно ничего не докажешь». Кроме того, по словам собеседника РБК-Украина, в последнее время увеличились объемы производства самогона. Доля теневого рынка алкоголя сейчас составляет около 40%.
Не все так просто и на рынке нефтепродуктов. По словам замдиректора Научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, ежегодно в Украине потребляется около 1 млн т нелегально ввезенных или суррогатных нефтепродуктов при официальном обороте в 9 млн т. Поэтому, помимо возвращения нормы об уголовной ответственности, необходимо восстановить систему государственного контроля качества. В 2008 г. проверки качества свелись к минимуму, так как сократилось финансирование тогда еще Госпотребстандарта, а с прошлого года вообще действует мораторий на проверки субъектов хозяйствования. «До конфликта на Донбассе оборот рынка был 9 млрд долл., в прошлом году он сократился до 6 млрд долл. 35% государство забирает себе в виде налогов. Так неужели хоть нескольких миллионов гривен нельзя выделить на контроль за качеством?! За год можно дважды проверить заправки и стабилизировать ситуацию на рынке», — уверен Рябцев.
Кроме того, эксперт считает, что необходимо внести в законодательство понятие суррогата. А пороговую стоимость, по его мнению, видимо, определяли люди, не знакомые с торговлей нефтепродуктами. По его оценкам, ежедневно одна заправка реализует минимум 3 т топлива. Стоимость 1 т — около 1 тыс. долл. В каждой тонне около 250 л «неизвестно откуда берущегося» топлива. То есть, соответственно, стоимость этой четверти тонны составляет 16,3 тыс грн по среднебанковскому курсу. «А, например, чтобы закупить партию нефтепродуктов для функционирования сети из 50 заправок, необходимо от 1 до 3 млн долл. и это каждые две недели. Так о каких объемах, порогах может идти речь», — поясняет Геннадий Рябцев.
Во фракциях коалиции также не все однозначно с поддержкой этого законопроекта. Так, замглавы фракции «Батькивщина» Сергей Соболев отмечает, что прежде чем его принимать, необходимо проанализировать, насколько изложенные в нем нормы соответствуют европейскому законодательству. В Радикальной партии и «Самопомочи» в целом поддерживают введение уголовной ответственности за контрабанду, но порог стоимости считают необходимым пересмотреть. «Это низкий порог и он должен быть урегулирован в дискуссиях, — говорит первый замглавы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий („Самопомич“). — Кроме штрафных санкций, уголовная ответственность должна быть для контрабанды, если она осуществляется в промышленных масштабах, для физлиц — достаточно и штрафа».
По мнению первого замглавы комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Игоря Мосийчука (Радикальная партия), необходимо определиться, в отношении кого будет осуществляться уголовное преследование: заказчика, перевозчика или того, кто уже реализует контрабандный товар.
«Если в отношении реализаторов, так тогда придется всех бабушек пересажать. А схемы контрабандные и так всем известны, поэтому главное начать борьбу со схемами на таможне», — поясняет он.
В то же время в Государственной фискальной службе РБК-Украина заявили, что если за товар на сумму 4 тыс. грн будут сажать, то тюрьмы будут переполнены и, соответственно, встанет вопрос об увеличении финансирования исправительных учреждений для содержания возросшего количества заключенных.