Новый собственник одесского Финбанка Александр Грановский попал под санкции Нацбанка. Он незаконно получил контроль над финучреждением без согласования с регулятором, утверждают в НБУ. За невыполнение требований закона господину Грановскому грозит потеря банка, если он не сможет получить разрешение НБУ.
НБУ отследил владельца
Национальный банк обвинил Александра Грановского в незаконном контроле над Финбанком Бориса Кауфмана. Вчера регулятор сообщил о применении санкции к новому «собственнику» небольшого одесского Финбанка (56-е место по активам). НБУ выяснил, что в октябре 2014 года главный собственник банка Борис Кауфман заключил непубличное соглашение о передаче контроля почти над 80% его акций миноритарию Александру Грановскому. Согласие НБУ на «сделку» не было получено.
Согласно данным Финбанка, Александр Грановский 6 апреля владел пакетом в размере всего 9,2061% акций. Нацбанк отследил, что с октября 2014 года до апреля 2015-го пакет акций банка неоднократно распределялся между мелкими акционерами с целью сокрытия реальных собственников банка. В январе Финбанк сообщил, что среди его акционеров 30 юридических и 67 физических лиц, а уже в апреле общее количество акционеров-физлиц банка увеличилось до 117 человек.
Поэтому 20 мая НБУ оштрафовал Александра Грановского, но сумму штрафа не назвал. «Мы пытаемся сейчас провести через парламент поправку об увеличении суммы штрафов, применимых в таких случаях к физлицам. Пока мы не закончили эту работу, мы не афишируем сумму», — пояснил директор департамента НБУ по регистрационным вопросам и лицензированию Леонид Антоненко.
Возможные потери
Кроме того, Александр Грановский рискует полностью потерять банковский актив. Регулятор обязал его в трехмесячный срок оформить на себя право собственности на эти акции, если НБУ согласует сделку, или же он должен будет продать их третьему лицу. Если это не будет выполнено, то НБУ лишит Александра Грановского и номинальных акционеров, находящихся под его контролем, права голоса от имени акций, приобретенных с нарушением закона.
«Если он не соберет кондиционный пакет документов, то мы лишим его права голоса и выставим банк на продажу. Вернее, он сам будет искать способ его продать», — сообщил Леонид Антоненко. Он отметил, что НБУ будет отслеживать, кому господин Грановский потом продаст банк.
В НБУ сообщили, что имеют право отказать в согласовании приобретения существенного участия, в частности, если деловая репутация заявителя и всех лиц, через которых он приобретает контроль над банком, не является безупречной.
Аналогичные санкции применены к владельцу Альпари Банка Анастасии Абрамовой. НБУ отстранил ее от управления учреждением и потребовал его продажи. Согласно ст. 34 закона «О банках и банковской деятельности», при покупке существенного участия (свыше 10%) потенциальный или существующий акционер должен уведомить НБУ за три месяца. В противном случае владельца оштрафуют на сумму до 10% от номинальной цены акций. Штрафы уже применялись к собственнику Неос Банка — ABH Ukraine Ltd. была оштрафована на 0,1% от номинального размера акций.
В Финбанке вчера не ответили на наши вопросы. Банк в июне 2014 года сообщал в своих пресс-релизах о том, что собственниками его существенного участия являются ООО «Вертекс Юнайтед», Борис Кауфман и Александр Грановский.
Опасные последствия
Юристы поясняют, что невыполнение акционером требований регулятора грозит серьезными последствиями не только для него самого, но и для учреждения.
«Акционер, которому решением НБУ запрещено использовать право голоса по приобретенным с нарушением акциям, может восстановить свои права путем обращения в НБУ об устранении нарушений. Такое право считается восстановленным только после получения разрешения Нацбанка на приобретение существенного участия. Степень влияния НБУ на деятельность банка в период отстранения акционера зависит от размера доли такого акционера в капитале банка, — поясняет старший юрист юркомпании „ECOVIS Бондарь и Бондарь“ Елена Кравцова. — Следует отметить, что неисполнение предписания НБУ об устранении нарушения в период действия запрета является одним из оснований для отнесения банка к категории проблемных, со всеми вытекающими последствиями».
Основной же задачей Нацбанка при применении санкций к собственникам банков является необходимость увеличения их ответственности за неправомерные действия по отношению к банку или клиентам.
«Ответственность руководителей и конечных бенефициаров банковских учреждений за доведение их до критического состояния минимальна, а по сути ее фактически нет. Именно поэтому сейчас мы имеем ситуацию, когда НБУ едва ли не ежедневно пополняет список проблемных банков», — говорит председатель правления Укргазбанка Кирилл Шевченко.