Представители финансового сектора и государственной власти настаивают на скорейшем начале пенсионной реформы — создании накопительных пенсионных счетов всем гражданам и ликвидации института спецпенсий. Однако часть экспертов советуют повременить с реформой до лучших времен, когда низкая инфляция не будет обесценивать пенсионные накопления.
Отложить на пенсию
Запуск пенсионной реформы затормозился сразу же после ее начала. Законопроект № 2767, поданный в парламент 30 апреля и предусматривающий внедрение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий, 21 мая был отправлен на доработку в профильный комитет. Документ предусматривает отмену с 1 января 2016 года специальных пенсий и запуск с 1 января 2017-го накопительной системы пенсионного страхования. Обязательное пенсионное накопление будет действовать для граждан моложе 35 лет. Но украинцы в возрасте от 35 до 55 лет смогут участвовать в системе на добровольной основе. Взнос в 2017 году составит 2% от зарплаты, а к 2022-му вырастет до 7%.
«Законопроект должен решить основные проблемы в солидарной пенсионной системе и избавить ее от несвойственных выплат, что позволит уменьшить дефицит Пенсионного фонда. Введение накопительной пенсионной системы станет мотивацией к выведению экономики из тени. Одна солидарная система не сможет обеспечить достаточный уровень пенсионного обеспечения. Гражданин может рассчитывать максимум на 45% заработной платы. Если будут работать все три уровня, то можно получать 60-70% и более», — говорит глава Пенсионного фонда Алексей Зарудный. «Законопроект разработан в соответствии с требованиями коалиционного соглашения. Министр надеется, что документ будет принят максимально оперативно», — надеется ведущий специалист отдела реформирования пенсионной системы Минсоцполитики Анна Иванова.
Документ 12 мая был включен в повестку дня пленарной сессии, однако потом возвращен на доработку в комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения. «В его усовершенствовании должны принять участие и законодательная, и исполнительная власть, а также общественность», — заявила член комитета Наталия Веселова.
Боевая готовность
Эксперты считают, что финансовый рынок готов к реформе. «Общественность и финансовый рынок, несмотря на все риски, поддерживают закон. Мы предлагаем принять его уже в первом чтении, чтобы обеспечить нормальную жизнь будущим пенсионерам», — говорит представитель гражданской платформы «Новая страна», президент ИГ «Универ» Тарас Козак. Запуск второго уровня пенсионной системы может стать толчком для развития уже существующего третьего уровня — частных фондов. «Новая пенсионная система — самый эффективный способ повысить пенсии, и это решение нужно принимать уже сейчас. Администраторы пенсионных фондов уже давно готовы к работе», — уверена директор Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов и администраторов негосударственных пенсионных фондов Татьяна Шевкун.
Более того, затягивание начала реформы может привести к негативным социальным последствиям. «Если мы не запустим пенсионную реформу сейчас, тогда мы перейдем к азиатской системе, когда пенсия директора крупной компании составляет $20, а его содержанием занимаются дети. Наша демографическая ситуация нам этого пока не позволит», — предупредил главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.
Перерыв до стабильности
Некоторые эксперты предупреждают о трудностях запуска пенсионной реформы. «В связи с высокой инфляцией накопленные средства имеют риск нивелироваться, что вызовет резкое недовольство со стороны населения. В рамках реформы сначала необходимо повысить пенсионный возраст. Второй уровень пенсионной системы должен вступить в силу не раньше 2018 года, когда начнется рост ВВП и снизится инфляция», — считает эксперт USAID Гарри Хендрикс. «Еще одним фактором является модернизация информационной системы Пенсионного фонда. Его IT-система не выдержит нагрузки», — уверена эксперт USAID Наталья Горюк.
Директор Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины Элла Либанова еще одним фактором называет неразвитость фондового рынка. «В реформе не нужно отталкиваться от определенной даты, а надо просто прописать определенные тренды экономики, когда введение реформы будет более эффективным. К тому же позитивных результатов от введения накопительной системы стоит ждать только через 25-50 лет. Пока же в условиях экономического кризиса и тенизации экономики повышение взносов не даст желаемого результата», — говорит она. Экономической стабильности предлагают дождаться и в Министерстве финансов. «Систему необходимо вводить при определенных экономических показателях, которые нужно детально прописать в законопроекте», — считает заместитель министра финансов Роман Качур.