В прошлом году страховщики перечислили «Укрзализныце» на финансирование предупредительных мер по уменьшению травматизма на ж/д транспорте свыше 41 млн грн (в первом квартале 2015-го эта сумма составила 1,6 млн грн). Данные «Капиталу» сообщили в пресс-службе Министерства инфраструктуры Украины.
В то же время, по информации Нацкомфинуслуг, застрахованным пассажирам «Укрзалізниці» в прошлом году страховщики выплатили всего 5,2 млн грн, что на треть меньше, чем в 2013 году. И хотя объем собранных премий тоже снизился до 121 млн грн (в 2013-м было собрано 175 млн грн), уровень выплат по этому виду страхования по-прежнему остается одним из самых низких по отрасли — 4,3%. К примеру, средний уровень выплат по ОСАГО превышает 40%, по медицинскому страхованию — 60%.
Без особых изменений
Из-за маленьких выплат обязательное страхование пассажиров от несчастного случая на транспорте всегда считалось одним из самых выгодных видов страхового бизнеса, поэтому выиграть тендеры у железных дорог могли единицы. К примеру, в прошлом году «Укрзалізниця» заменила всех страховщиков, которые раньше страховали пассажиров от несчастного случая на транспорте, на одну компанию — «Интер-Полис».
Однако, после того, как разгорелся скандал, государственный монополист вынужден был отменить свое решение и провести тендер среди страховщиков.
По данным, Мининфраструктуры, победили в этом конкурсе три компании: «Доминанта», «Брокбизнес» и «Раритет». «На Донецкой ж/д дороге, поскольку она находится в зоне боевых действий, конкурс не проводился. На этой дороге пассажиров страхует «Интер Полис», — сообщили в пресс-службе министерства.
Деньги на дорогу
Победители в тендерах «Укрзалізниці» уверяют, что прошлогодний отбор был предельно прозрачен, с соблюдением всех необходимых процедур. «Результаты тендеров объявляли в присутствии представителей СМИ, а данные по лотам есть в открытом доступе. Проанализировав их, можно оценить предложения каждого из участников тендеров и сделать соответствующие выводы», — говорит и. о. директора компании «Доминанта» Владислав Гордиенко.
Но те компании, которые не победили в конкурсе, скептически относятся к успеху конкурентов. «Проанализировать, почему наша компания не выиграла этот тендер, не представляется возможным — нет данных. Очевидно, это — вопрос экономической выгоды „Укрзалізниці“», — считает заместитель предправления компании «Альфа Страхование» Дарья Рогова.
В том, что именно «Укрзалізниці», а не пассажиры, больше всего выгоден этот вид страхования, не сомневается большинство опрошенных страховщиков. Дело в том, что согласно постановлению Кабмина от 14.08.1996 № 959, в случае превышения объемов страховых платежей над выплатами, страховщики отчисляют перевозчикам 50% разницы между этими суммами — на проведение превентивных мер. Кроме того, «Укрзалізниця» официально получает от страховщиков еще 15% агентского вознаграждения — как посредник. «Реально же сумма, которую страховые компании отдают железной дороге, превышает 90%», — уверяет предправления страховой компании, попросивший его не называть. Поэтому пассажиры вряд ли смогут рассчитывать на полноценную защиту в случае крушения поезда — у страховщиков не хватит резервов для крупных выплат.
Данные о перевозчиках
Хотя лимиты выплат по данному виду страхования в Украине смешные — до 102 тыс грн. «С учетом существенного роста затрат на медицинские и социальные нужды граждан считаем целесообразным повысить размер страховой суммы для каждого застрахованного пассажира до 600 тыс. грн», — заявили в Мининфраструктуры.
Но страховщики уверены: одним лишь повышением лимитов выплат, проблему не решишь. «По сути, этот вид страхования — принуждение граждан заключать договор страхования в отношении собственной жизни, что противоречит нормам Гражданского кодекса Украины. К тому же, если пассажир не может сам выбрать себе страховщика, это создает неконкурентные и монопольные отношения в данном сегменте», — считает президент ЛСОУ Александр Филонюк. По его мнению, выходом должна стать замена страхования пассажиров от несчастного случая страхованием ответственности перевозчиков. «Пассажиры смогут получать реальную защиту, так как перевозчики будут вынуждены следить за техническим состоянием транспортных средств», — уверен Александр Филонюк.
В Минифраструктуры тоже так считают, поэтому разработали законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины по страхованию ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью пассажиров и третьих лиц» и уже разместили его на своем сайте. Пока проект закона проходит процедуру согласования в министерствах и ведомствах, в Минифраструктуры готовят статистику по перевозчикам Украины — их количестве, деятельности и аварийности.