Публично декларируя борьбу с олигархами, президент Петр Порошенко и премьер Арсений Яценюк не решаются закрыть возможности Игорю Коломойскому для заработка на государственной нефтяной компании
На сегодня запланировано заседание наблюдательного совета крупнейшей госкомпании «Укрнафта» под председательством главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева. Госхолдинг, которому принадлежит 50%+1 акция «Укрнафты», неделю назад анонсировал, что в повестку дня заседания включен вопрос о предварительном рассмотрении отчета правления по результатам финансово-хозяйственной деятельности нефтекомпании за прошлый год.
Также набсовет должен принять решение о проведении общего собрания акционеров «Укрнафты», на котором планируется рассмотреть вопрос о смене руководства компании (собрание акционеров может состояться не ранее чем через 45 ней со дня принятия решения).
Цена претензий
Хотя большая часть акций «Укрнафты» принадлежит «Нафтогазу», государство уже более десяти лет управляет нефтекомпанией лишь формально. Миноритарным акционерам «Укрнафты», связанным с группой «Приват» Игоря Коломойского (им принадлежит около 42% акций), благодаря своему менеджменту все эти годы удается контролировать операционную деятельность и финансовые потоки компании. Поэтому государство не получает дивиденды — их сумма достигла 1,8 млрд гривен, и они были распределены на собрании акционеров еще в октябре 2014 года. Кроме того, растет задолженность «Укрнафты» перед госбюджетом по рентным платежам: ко вчерашнему дню она составила около 5,5 млрд гривен.
Ранее, вопреки усилиям нардепа Андрея Иванчука, близкого друга премьер-министра и делового партнера Коломойского, Верховная рада приняла поправки к закону «Об акционерных обществах», которые снизили кворум для проведения собрания акционеров с 60% до 50%, а также изменили кворум для принятия решения простым большинством голосов (у представителей «Нафтогаза» в «Укрнафте» — 6 из 11 голосов). Это открыло «Нафтогазу» как держателю 50% + 1 акция путь к проведению собрания и смене не только главы правления, но и всего правления «Укрнафты».
Коломойский утверждает, что государство никогда не увидит своих дивидендов, поскольку «Приват» имеет встречные претензии к государству по другим аспектам деятельности «Укрнафты», которые он оценил в 100 млрд гривен.
Сговор на высшем уровне
Возврат государственного контроля над «Укрнафтой» является одним из пунктов коалиционного соглашения парламентских фракций. Народные депутаты во главе с Викторией Войцицкой («Самопомощь») 20 мая обратились к премьер-министру Арсению Яценюку и предправления «Нафтогаза» Андрею Коболеву с требованием воспользоваться всеми законодательными возможностями для смены менеджмента «Укрнафты» и, в частности, предправления Питера Ванхеке, на заседании набсовета компании.
Но премьер, как сообщила Войцицкая, высказался против таких действий: он не видит оснований для назначения новых руководителей нефтекомпании сегодня. Тем самым Яценюк продемонстрировал, что в вопросе о восстановлении госконтроля над «Укрнафтой» ему ближе интересы Игоря Коломойского, чем государства.
Президент Петр Порошенко в этот конфликт публично не вмешивается. Вчера в интервью украинским телеканалам, приуроченном к годовщине своего избрания главой государства, он повторил свое намерение завершить процесс деолигархизации. «Это не борьба с каким-то отдельным олигархом, а установление четких принципов, которые обеспечат демонополизацию экономики и власти в Украине. Сдадут ли олигархи быстро свои полномочия? Нет. Они защищаются, и будут защищаться. Сначала они попытались защищаться частными армиями... — и получили по рукам», — отметил Порошенко.
Активную позицию в защите интересов государства как основного акционера «Укрнафты» мог проявить министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, уполномоченный управлять госактивами в топливно-энергетическом комплексе и способствовать их эффективной работе. Но глава Минэнерго, назначенный в правительство по квоте пропрезидентской партии «Блок Петра Порошенко» (БПП), в день проведения заседания набсовета «Укрнафты» оказался в заграничной командировке. Ранее, комментируя в интервью Forbes ожидания по результатам этого заседания, он заявил: «Вы же повестку видели, я так понимаю. По этой повестке отработаем. Они отработают, надеюсь, что все те решения будут приняты».
«Президент Порошенко и премьер Яценюк до сих пор не решили, по какому пути идти: уже сейчас взять под контроль государства компанию, где у государства контрольный пакет, или самоустраниться, подтверждая слухи о некоем сговоре, который был достигнут в ночь отставки Коломойского (с поста губернатора Днепропетровской области. — Forbes)», — констатирует Сергей Лещенко, народный депутат из парламентской фракции «Блока Петра Порошенко».
Преступные манипуляции
Сложно предсказать результаты сегодняшнего заседания набсовета «Укрнафты», как и то, состоится ли оно вообще. Накануне народный депутат Мустафа Найем (БПП) обратился к главе СБУ Валентину Наливайченко с просьбой проверить факт присутствия людей в камуфляже на территории главного офиса «Укрнафты» (Киев, Нестеровский переулок, 3-5). «По моей информации, 26 мая 2015 года из города Кременчуг в Киев выехало около 100 бойцов батальона «Днепр-1» из числа охраны ПАО «Укрнафта». В данный момент эти люди находятся в здании «Укрнафты», — написал Найем в обращении. «Укрнафта» официально опровергла информацию нардепа.
В силовые структуры обратился также Сергей Лещенко. Он адресовал главе СБУ Валентину Наливайченко и генпрокурору Виктору Шокину «Заявление о совершении преступления», которым потребовал от правоохранительных органов открыть уголовное производство по факту многомиллиардных потерь госбюджета. Это, как утверждает депутат, последствия заключенного в 2010 году при премьере Юлии Тимошенко соглашения между основными акционерами «Укрнафты» — «Нафтогазом Украины» и группой «Приват», которое привело к фактической утрате госконтроля над крупнейшей нефтекомпанией страны.
В частности, Лещенко указывает на пункт соглашения, согласно которому миноритарию (группе «Приват» Игоря Коломойского) отдана квота на назначение топ-менеджера компании — главы правления. Соглашение также предусматривает кворум в набсовете из восьми членов, тогда как государству в лице НАКа отдано всего шесть мест в этом органе управления. «То есть, даже при наличии у государства должности главы и большинства представителей в составе, без присутствия еще двух членов набсовета от миноритарных акционеров этот орган не может принимать решения исключительно в государственных интересах», — говорится в обращении Лещенко в СБУ и Генпрокуратуру. Более того, согласно соглашению, шесть членов правления ПАО «Укрнафта» выбираются набсоветом исключительно по представлению главы правления (то есть ставленника миноритариев, группы «Приват»).
Пролоббировал заключение такого соглашения, по информации Forbes, нынешний замминистра энергетики и угольной промышленности Игорь Диденко, который курирует нефтегазовый сектор. Во время премьерства Юлии Тимошенко он был зампредправления «Нафтогаза Украины» и, в частности, играл ключевую роль в подписании договоренностей с «Газпромом», которые в прошлом году НАК оспорил в Стокгольмском арбитраже — они оказались крайне невыгодными для Украины.
В Минэнергоуглепром Диденко получил должность после смены власти в начале 2014 года, став замминистра Юрия Продана. После внеочередных выборов в Верховную Раду осенью прошлого года, новая парламентская коалиция сформировала новое правительство, в котором место Продана занял Владимир Демчишин, но Диденко, несмотря на такую трансформацию, сохранил свой портфель.