Корпорация «Богдан» намерена привлечь украинских производителей комплектующих для производства автомобилей JAC на заводе в Черкассах. Информацию об этом «Капиталу» подтвердил пресс-секретарь компании Сергей Красуля. По его словам, до конца года уровень локализации по количеству узлов и компонентов составит 51 %.
«Днепродзержинская компания будет поставлять жгуты, шины — «Росава» (Белая Церковь, Киевская обл.), сиденья — «ВЕЕМ-Металлавтопром» (Львов), материал для обивки потолка салона и коврики будут поставляться из Днепропетровска, стекла тоже будут украинского производства, кондиционеры и стартеры — из России», — уточнил Сергей Красуля. Он добавил, что в настоящее время компания определяется с поставщиком колесных дисков — это может быть Кременчугский колесный завод или российская компания «КиК» (Красноярск). Кроме того, ведутся переговоры по поставке комплектующих из Беларуси.
«На сегодня, исходя из подписанных договоров, мы уже имеем уровень локализации 30 %. После начала серийного производства в ноябре будет локализовано порядка 40 % компонентов», — уточнил он. По словам представителя компании, сейчас на заводе в Черкассах идет отработка технологического процесса, проверка комплектности узлов и другие подготовительные работы.
По мнению старшего аналитика ИК «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, «Богдан» пытается достичь уровня локализации 51 %, чтобы начать экспорт в Россию. «Если только привесить колеса в Украине, то, по сути, это будет все еще китайский автомобиль. Тогда таможенные пошлины будут как на китайский товар, а не нулевыми, как для украинских автомобилей», — отметил эксперт.
По его словам, еще одна причина того, что компания пытается достигнуть такого уровня локализации — попытка освободиться от уплаты утилизационного сбора. «От уплаты этого сбора освобождаются компании, которые производят автомобиль по методу «сварка — сборка — покраска». А также те компании, которые производят по методу крупноузловой сборки, но в случае, если производитель выполняет программу создания производственных мощностей и рабочих мест», — рассказал Алексей Андрейченко. «То есть сегодня это крупноузловая сборка, а в течение определенного периода производитель выходит на мелкоузловую», — уточнил он. По словам аналитика, степень локализации 51 % можно встретить нечасто: «Несколько моделей у ЗАЗ и у «Богдана»… У остальных — крупноузловая».
По мнению генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, более правильно считать степень локализации по стоимости, а не по количеству комплектующих. По его словам, чтобы достичь уровня локализации 51 % по стоимости, необходимо, чтобы машины оснащались двигателями украинского производства.
Ранее вице-президент корпорации «Богдан» Рудольф Арзуманян заявлял, что китайская JAC выбрала корпорацию «Богдан» в качестве производителя с учетом планов выхода на российский рынок. «Сегодня у JAC в России производства нет в отличие от Great Wall и Lifan, но есть амбициозные планы по завоеванию этого рынка, тем более, что JAC рекомендован Китаем именно к экспорту и они его стимулируют», — сказал он.
В планах компании на 2014 г. значились выход на производство 500 седанов J5 в месяц, в том числе около 100 — для Украины, а остальные — на экспорт, прежде всего в Россию, а также в Беларусь и страны Средней Азии.