Военные действия на востоке стране принесли ритейлерам огромные убытки. По словам генерального директора группы компаний «Ультра» (одежные сети Baldinini Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрея Макарова, в довоенные времена на донецкие магазины сети приходилось около 10-15% от выручки. «Они были одними из лидеров по продажам», – замечает он. Совладелица торгового дома Zarina Наталья Нетовкина подтверждает, что на Донбасс приходилась пятая часть от всех продаж компании. «Магазин в Донецке в торговом центре «Белый лебедь» был первым для нашей компании, поэтому и очень важным. Сама торговая марка – любима покупателями на востоке страны», – с грустью говорит она.
Все крупные сети стремились в Донецк, говорит эксперт по торговой недвижимости Вадим Зинченко. «Например, торговый центр Rose Park, который возводила девелоперская компания Immochan Украина, был полностью сдан в аренду», – говорит он. В самом успешном торговом центре города – «Донецк-Сити» существовал лист ожидания из потенциальных арендаторов.
Пришлось уходить
Сворачивать бизнес в Донецке ритейлеры начали весной-летом прошлого года, после захвата города так называемой самопровозглашенной ДНР. В городе начались обстрелы, а местные жители стремительно обеднели. Андрей Макаров говорит, что компании удалось только вывезти товар. «Мы ждали до последнего и надеялись, что конфликт будет урегулирован. Но этого не произошло, а эвакуировать наше оборудование не удалось. Сейчас это нереально», – замечает он. Наталья Нетовкина добавляет, что всю продукцию удалось эвакуировать из зоны проведения Антитеррористической операции в багажнике частного автомобиля. «После того, как Донецк перешел под контроль ДНР, работать на территории города стало невозможно. Страховые компании отказывались давать гарантии на товар, который завозился в эту зону, а многим людям было не до новых коллекций», – заметил директор крупной одежной сети, пожелавший остаться неназванным.
В начале июля в Донецке закрылся «Донецк-Сити», руководство которого старалось возобновить работу центра несколько раз, но безрезультатно.
Напомним, крупнейшая продовольственная сеть АТБ оценила свои финансовые потери в этом регионе в размере 7 млрд грн: 152 магазина остались на неподвластной Киеву территории, и компания их не контролирует. Временно закрылись 54 магазина продовольственной сети «Брусничка», расположенных в зоне АТО.
Сложная ситуация
Убытки ритейлеров в этом году только от отсутствия магазинов в успешных объектах на востоке страны оцениваются в $450-600 млн. Компенсировать потери не удалось, признает Андрей Макаров. Директор крупной одежной сети, пожелавший остаться неназванным, рассказывает, что продажи сетей в натуральном выражении с января по май сократились практически вдвое. Даже успешные переселенцы, которые перебрались в Киев, Львов или Днепропетровск, стали приобретать меньше товаров. Связано это с ростом цен на одежду и обувь в два-два с половиной раза за последний год, что обусловлено девальвацией гривны. Все свои товары сети импортируют. Уровень жизни населения падает.
По данным Государственной службы статистики, в апреле реальные заработные платы украинцев упали на 29,6% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Сейчас покупатели готовы приобретать товары только во время распродаж.