Кабмин Арсения Яценюка пытается найти дополнительные источники поступлений в бюджет. Потому Минфин предлагает с 1 января проиндексировать ставки акцизного и экологического налогов, а также рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом. В среднем ставки могут вырасти более, чем на 26%, а казна — пополниться на 10 млрд грн. Бизнес считает такой подход несистемным и рекомендует правительству бороться с теневым рынком, который недоплачивает миллиарды гривен налогов.
Правительственный комитет по вопросам экономического развития и европейской интеграции в прошлую пятницу рекомендовал к рассмотрению на заседании правительства законопроект об индексации ряда ставок.
Изменения в Налоговый кодекс, подготовленные Минфином, предусматривают увеличение ставок акцизного и экологического налогов, а также рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом и специальное пользование воды. Ставки налогов с 1 января могут быть проиндексированы в среднем на 26,6%, то есть, на прогнозный уровень потребительской инфляции и индекса цен производителей в 2015 году. Эти показатели были утверждены Кабмином в конце августа 2014 года.
Появление этого документа и, тем более, его рекомендация к принятию завтра на заседании Кабмина, — полная неожиданность. Документ был опубликован на сайте Минфина еще в начале апреля, но тут же был удален из публикации.
Тогда Минфин аргументировал свою позицию тем, что не планирует пересмотра ставок с учетом инфляции. А неофициально в министерстве добавляли, что, поскольку готовится масштабная налоговая реформа, никаких точечных изменений подаваться не будет.
Что будет с пивом
Несмотря на все эти заявления Минфина, налоговая нагрузка для производителей пива составит 1,57 грн/1 л (сейчас — 1,24 грн) — +26,6%. Но не факт, что уровень налогообложения будет соответствовать предложениям Минфина.
«В Верховной Раде часто возникают предложения поднять по-другому. Единственное, на чем настаивает пивная отрасль, так это на предсказуемости», — сказал директор по корпоративным связям Efes Ukraine Валентин Бойницкий.
Еще один производитель пива на правах анонимности заявил, что, коль Кабмин поставил задачу убить отрасль, у него это получается. Только за 4 месяца падение производства составило 28,9%, а по результатам 2014 года — около 13%.
Как пересмотр ставок скажется на стоимости пива в рознице и объемах потребления, пивовары сказать не могут, так как в цену закладывается стоимость сырья, курс доллара, «накрутка» розницы и дистрибуторов. Оценивают производители и цены конкурентов. Сейчас средняя стоимость 1 л пива в среднеценовом сегменте составляет около 16 грн.
Над пивной отраслью нависла еще одна проблема. С 1 июля вступают в силу нормы закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции, согласно которым пиво признано алкогольным напитком. Соответствующие изменения в авральном режиме принимались в конце года, потому участникам рынка необходимо будет получить лицензии, подтверждать соответствие продукции и маркировать специальным образом товар, как это делают производители крепкого алкоголя.
Кабмин в конце мая подал в парламент законопроект № 2971, который предусматривает исключение пива из перечня прохождения всех этих спецпроцедур. Пока законопроект не прошел даже первое чтение. Если он не будет проголосован, подписан Президентом и опубликован, то все пиво необходимо будет снять с полок, так как оно окажется вне закона, отметил один из участников рынка.
Акциз на крепкий алкоголь
Согласно законопроекту Минфина, ставка акцизного налога на спирт может быть увеличена с 70,53 грн/1 л 100%-ного спирта до 89,36 грн (+26,7%). Нагрузка на производителей крепленых вин повысится на 26,8% до 4,54 грн/1л. Традиционно неизменными останутся ставки на натуральные виноградные вина.
Ежегодное повышение ставки акцизного налога на 5% может приносить реальное увеличение поступлений в бюджет, сказал глава ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк. Рост ставок на 10% и, тем более, 20% несет в себе обратный эффект.
«Украина сегодня имеет самый низкий коэффициент отдачи от повышения ставок акциза и, тем не менее, наши законотворцы продолжают надеяться. Индексация ставки на 26% — это очередной удар по легальным производителям», — подчеркнул Остапюк.
Реальным фактором, который действительно позволит увеличить поступления в казну, может стать борьба с нелегальным рынком, который недоплачивает миллиарды гривен налогов. Доля теневого рынка алкоголя сейчас составляет около 40%. Поэтому участники рынка достаточно активно просят правительство внести изменения в свое постановление № 957 и пересмотреть минимальные оптово-отпускные и розничные цены (МРЦ) на алкоголь.
После пересмотра, до 30 августа МРЦ может составить 49,90 грн (сейчас 39,90 грн), а с 1 сентября — 54,90 грн. По данным производителей, соответствующий проект правок завтра должен быть рассмотрен на заседании правительства.
По подсчетам одного из участников рынка, после индексации акцизов и исходя из МРЦ в 54,90 грн, в рознице 0,5 л водки будут стоить около 62 грн — при условии сохранения курса гривны. На эту цену еще насчитывается также и 5% розничного акциза. С его учетом, цена крепкого алкоголя составит более 65 грн/0,5 л. В среднеценовом сегменте — 70-75 грн.
Для производителей табачных изделий ставку предложено проиндексировать на 26,7%. Специфическая составляющая акциза на сигареты с фильтром и без может составить 288,03 грн/1 тыс. шт (сейчас — 227,33 грн). Адвалор остается прежним — 12%.
«Ставки акциза, предложенные Минфином, на 74% выше ставок декабря 2013 года. Это очень резкий рост, не учитывающий ни динамику рынка, ни уровень ставок на соседних рынках», — сказал менеджер по вопросам фискального регулирования «Филип Моррис Украина» Алексей Калиниченко.
Компания предлагает сбалансировать интересы государства, потребителей и производителей путем индексации специфической ставки на 8-10%, отказавшись от применения местного 5% акциза. Такой подход позволит увеличить реальные поступления в бюджет на 2 млрд грн, считает Калиниченко.
Также, по его мнению, государство может уменьшить зависимость акцизных поступлений от ценовой политики производителей поэтапным уменьшением процентного (адвалорного) акциза. Тем более, что ЕС не предъявляет никаких требований к уровню этой составляющей налога. Но такой подход поддерживают не все производители сигарет.
Участники рынка уверены, что предложенный Минфином подход не является системным. В годы, когда инфляция была низкой, данная норма Налогового кодекса не применялась. Макроэкономические показатели, указанные в экспертном заключении к законопроекту, рассчитывались в августе 2014 года, они утратили актуальность и несколько раз пересматривались.
«За последние 12 месяцев уровень инфляции превысил 60%, а в условиях существования в стране фактически галопирующей инфляции применение данной нормы Налогового кодекса является необоснованным», — заявил один из табачных производителей.
Также бизнесу непонятно, каким образом данный подход согласовывается с процессом работы по налоговой реформе. По расчетам отрасли, стоимость премиального сегмента в условиях применения данной индексации вырастет на 1,8 грн, средний — на 2 грн, а безфильтровый — на 2,10 грн.
Минфин оценивает дополнительные поступления в сводный бюджет от проведения индексации на уровне 10 млрд грн. Но в ведомстве признают, что, скорее всего, законопроект не пройдет Кабмин. А Минфин на самом деле не настаивает на пересмотре ставок, а всего лишь выполнял нормы законодательства.
«Чтоб он не пошел на Кабмин, мы решили встретиться и поговорить с участниками рынка, профильными министерствами и членами парламентского налогового комитета. Сегодняшние условия и условия год назад совершенно разные и такой пересмотр может сильно ударить по отраслям и потребителям», — резюмировал источник в Минфине.
Кажется Минфин идет проторённой дорожкой все в том же ущербном направлении. Вот уже год, вместо того, чтобы развивать производство, создавать рабочие места, увеличивать внутреннее потребление, да хотя бы разумно сокращать непроизводительные расходы нам навязывают все большую фискализацию экономики. Это путь в никуда - итак уже большая часть граждан прозябает в нищете.