Бізнес

торговля

Почему у Украины не получается продавать свои продукты в Европу

28705
Почему у Украины не получается продавать свои продукты в Европу
Фото: noi.md

В апреле прошлого года украинские аграрии получили право беспошлинно поставлять часть своей продукции в Европу. ЕС предоставил квоты на 36 товарных позиций, но в полной мере производители использовали всего лишь пять: мед, мясо птицы, кукуруза, ячневые крупа и мука, яблочный и виноградный соковые концентраты. В нынешнем году ситуация повторяется. Уже к началу мая по четырем из этих групп годовые лимиты были выбраны полностью, а по концентратам — на 98,9%. Еще по 10 позициям квоты использованы менее чем наполовину.

Forbes разбирался, почему так получилось и компенсировал ли европейский рынок потерю рынков Таможенного союза.

Что продаем

Рынок агропродукции ЕС насыщен, поэтому европейцы охотно покупают только дефицитные для себя товары. Одним из них, к примеру, является мед. Украина — его крупнейший производитель в Европе. В стране ежегодно собирают около 75 000 т этого продукта. В прошлом году Старый Свет импортировал более 26 000 т украинского меда, при том что беспошлинно производители могли поставить только 5000 т. С остального объема им приходилось платить пошлину в 17%. «Но даже с учетом довольно высокой пошлины наш мед все равно может конкурировать с европейским», — утверждает Андрей Бажин, заместитель директора компании «Сан Би Украина», одного из крупнейших производителей меда. В этом году выделенную квоту отечественные пчеловоды полностью выбрали уже 2 января и планируют поставить в Европу не меньше, чем в прошлом. В Украине средняя закупочная цена меда около $1,5 за 1 кг — это как минимум на 10% ниже, чем у ее основных стран‑конкурентов на рынке ЕС: Аргентины, Индии и Вьетнама.

Не останавливает экспортная пошлина и производителей соковых концентратов. Квоту на этот год — 10 000 т — они уже почти полностью использовали и ограничиваться этим не намерены. Пошлина делает украинский концентрат дороже минимум на 18%, но это не помешало производителям отправить в прошлом году в Европу почти 86 000 т данной продукции. По словам Тараса Барщовского, владельца крупнейшего в стране производителя соковых концентратов компании T.B. Fruit, на европейском рынке при таких объемах льготных поставок много не заработать. «Нам показали только конфетку в конце тоннеля, но непонятно, сколько до нее километров», — шутит Барщовский.

На 100% используют «европейские» лимиты и производители мяса птицы. Но выделенный им объем ничтожно мал, и вырваться за рамки квот им вряд ли удастся. При годовом объеме производства более 1 млн т, в ЕС Украина беспошлинно может поставлять лишь 16 000 т обработанного птичьего мяса. Отправлять курятину с уплатой всех пошлин нашим птицеводам невыгодно. «Ввозная пошлина в ЕС очень высокая — от 1,5 до 2,5 евро за килограмм. А закупочная цена филе в Украине составляет 2–3 евро, — отмечает Алексей Марченко, генеральный директор компании „Агромарс“, второго по величине производителя курятины в стране. — При такой пошлине мы не можем конкурировать с европейцами». «Вопрос расширения объемов этих квот остается актуальным», — констатирует заместитель министра аграрной политики и продовольствия Владислава Рутицкая.

Помимо пошлины, доступ на рынок ЕС украинским птицеводам ограничивает и длительная, дорогостоящая процедура сертификации продукции. Кроме «Агромарса», право на поставки курятины в Европу есть только у лидера рынка — холдинга «Мироновский хлебопродукт» миллиардера Юрия Косюка. Что до производителей, например, индюшатины, то те в сторону ЕС пока даже не смотрят. «Нам гораздо интереснее рынок Юго‑Восточной Азии. В ЕС очень много специфических требований к товару, — поясняет Алексей Гаврилов, собственник компании „Рамбурс“, одного из крупнейших производителей мяса индейки. — Мы не сможем получить сертификат соответствия, потому что наши предприятия не были построены с нуля по стандартам Евросоюза, а модернизировались».

Недобор

По той же причине — несоответствие стандартам — лишь на 33% использована квота по сахару. «Наша техническая документация не полностью к ним адаптирована. Третий год из‑за отсутствия бюджетного финансирования не работает Институт сахара (НИИ сахарной промышленности. — Forbes) и некому сделать аттестацию предприятий на соответствие стандартам ЕС», — сетует председатель правления Национальной ассоциации сахаропроизводителей «Укрсахар» Николай Ярчук. Сегодня сахар европейцам поставляют всего две компании — лидер рынка «Астарта» Виктора Иванчика и львовское предприятие «Радехов‑сахар», совладельцем которого является немецкая Pfeifer & Langen. «Думаю, до конца года выберем 80% квоты», — считает Ярчук.

Некоторые квоты не используются потому, что аграрии попросту не производят продукцию в нужных объемах. В прошлом году Европа была готова беспошлинно принять от Украины 1500 т баранины, но не получила ни килограмма. «Чтобы наладить поставки в Европу, нужно построить ферму минимум на 5000 голов и инвестировать в такой проект не менее $300 000–350 000. У нас сейчас не более 80 хозяйств. Из них стадом от 2000 до 5000 голов могут похвастать только пять», — говорит владелец фермы «Агрокапитал» Дмитрий Савчук.

И от сертификации, конечно, тут тоже никуда не деться. По данным Forbes, ни одно из украинских хозяйств, производящих баранину, пока даже не начало процедуру ее прохождения. При этом производители признают, что экспорт баранины — направление перспективное. В Европе с каждым годом растет число ее основных потребителей — мусульман. «Возможно, через пару лет, когда нарастим поголовье, мы так и поступим. Но в ближайшие годы эту квоту Украина выбирать не будет», — делится планами Савчук.

Что хочет Европа

Некоторые «квотные» позиции нашим производителям попросту неинтересны. К примеру, кондитеры добились нулевой пошлины на ввоз своей продукции в ЕС, заявляет президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк, равно как и молочники. Но если украинских сладостей в Европу в прошлом году продали около 10 800 т, то молочной продукции — около нуля. ЕС до сих пор не признал продукцию украинских молочников соответствующей европейским стандартам без­опасности и качества. В сентябре-октябре 2014‑го Офис ветеринарной медицины и пищевых продуктов при Еврокомиссии проверил пять украинских производителей молочных продуктов. В опубликованном отчете сказано, что у трех из них есть перспективы выхода на рынок ЕС. «Теперь мы ждем, когда этот отчет будет внесен в график на утверждение Еврокомиссии. Как видите, существует определенная бюрократическая процедура», — объясняет Рутицкая.

Одно из предприятий, проходивших инспекцию, — Белоцерковский молочный комбинат. Председатель наблюдательного совета комбината Вадим Чагаровский считает, что украинские предприятия готовы поставлять в ЕС в основном масло и сухое молоко. Украинский сыр, по его мнению, Европе не нужен. «Наш комбинат будет продавать украинские традиционные продукты в тех регионах, где живут наши эмигранты, — прогнозирует Чагаровский. — Цены на молочное сырье в Украине низкие, поэтому продукция из него будет вполне конкурентной на европейском рынке».

Сверхзадача

Квоты на беспошлинную поставку продукции в ЕС были введены с 23 апреля по 1 ноября 2014 года, но затем Евросоюз продлил их до конца этого года. Предполагалось, что это поможет хотя бы частично компенсировать украинским компаниям потерю рынка стран Таможенного союза. Прошлогодний экспорт украинской сельхозпродукции в ЕС вырос на $300 млн и составил $4,8 млрд. Продажи в страны СНГ при этом сократились на $1,1 млрд и составили $2,5 млрд.

Аграрии весьма скептически оценивают роль квот как механизма компенсации этих потерь. «Квоты слишком маленькие и существенного влияния на рынок не окажут», — заявляет владелец компании Ukrlandfarming Олег Бахматюк. «Я работаю на рынке с 1994 года. Что касается открытости рынка Евросоюза, никаких изменений я не вижу», — соглашается Гаврилов. Основным рынком сбыта для сельхозпроизводителей пока остаются страны Азии, которые в прошлом году купили украинской продукции на $6,6 млрд — на 9,9% больше, чем в 2013‑м.

Источник: Forbes
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама