Бізнес

тенденции

Из-за девальвации украинцы не могут себе позволить импортные лекарства

22216
Из-за девальвации украинцы не могут себе позволить импортные лекарства
Фото: Pixabay

Девальвация гривны привела к скачкообразному подорожанию импортных лекарств. Из-за этого в аптеках начала расти доля украинских медпрепаратов.

Девальвация помогла отечественным фармацевтам

За три года доля иностранных препаратов упала в отечественной рознице (в денежном выражении) с 68,6% до 57,2%. При этом, доля зарубежных препаратов в упаковках за эти года упала с 33,6% до 21,9%.

Падение доли импортных препаратов в украинских аптеках объясняется стремительной девальвацией гривны. Из-за этого за год средневзвешенная цена одной упаковки иностранных лекарств выросла на 52,9%, до 109-110 грн (данные специализированного сайта Apteka.ua).

Украинские препараты при этом подорожали в среднем на 45,4% — до 20 грн за одну упаковку.

Пересмотр спроса потребителей сказался на позициях отечественных заводов в топ-5 компаний на розничном рынке лекарств. Год назад рейтинг возглавляла фирма Berlin-Chemie, а в этом лидером стал украинский «Фармак».

Пока данные за май 2015 г. недоступны, но в апреле, когда также была отмечена тенденция роста спроса на украинские препараты, в топ-5 попали четыре локальные компании — «Фармак», «Дарница», «Артериум» и группа компаний «Здоровье».

Сложность задачи

Отечественные производители могут удовлетворить спрос на недоступные импортные препараты аналогами на 75%, заверил представитель одесского фармпредприятия «Интерхим» Александр Чумак. А, согласно оценке директора Агентства медицинского маркетинга Юрия Черткова, заменяемость доходит до 80%. Александр Чумак уверен, что в среднесрочной перспективе тенденция рост доли отечественных препаратов на рынке лекарств сохранится.

Не все согласны с такими оптимистичными оценками. Например, бывший директор по развитию «Аптеки низьких цін» Валерий Кидонь сказал, что на оставшуюся часть рынка приходится много узкоспециализированных препаратов, наладить выпуск которых украинские производители пока не могут.

«Отечественным производителям, чтобы занять половину рынка лекарств в деньгах, необходимо либо поднять цены на свою продукцию, либо расширить ассортимент. Цены повысить они не могут, поскольку на рынке сложилась высококонкурентная ситуация, а расширить ассортимент они не могут себе позволить, постольку для этого необходимы многомиллионные инвестиции», — пояснил Валерий Кидонь, уточнив, что нынешняя ситуация максимально комфортна для отечественных фармацевтов.

Но импортеры не теряют надежды на украинский рынок. Как только доходы населения начнут восстанавливаться — восстановится и рыночная доля импортеров, считает директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков.

Он допустил, что у локальных производителей есть шанс сформировать доверие к своим брендам и не дать импортерам возможности вернуть утраченные позиции. «Но для этого одного падения доходов потребителей недостаточно — необходимо уже сейчас работать. К примеру, расширять ассортимент, продвигать свои препараты среди провизоров и врачей и т.д. Но пока не видно, чтобы украинские фармкомпании этим активно занимались», — подчеркнул Иван Глушков.

Больше внимания советам врачей

Из-за роста цен на разрекламированные импортные препараты пациенты стали чаще обращаться к врачам за более рациональными (дешевыми) аналогами отечественного производства. За год доля рецептурных препаратов, которые, как правило, применяются после консультации с врачами, на розничном рынке увеличилась на 0,8 п.п. — до 58,7%, а в упаковках — на 1,3 п.п., до 38,3%.

«Но пациенты, не доверяя врачам из-за возможного подкупа фармкомпаниями, стараются все равно перепроверить, например, обращаясь за консультацией сразу к нескольким докторам», — сказал РБК-Украина глава правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко.

Источник: РБК-Украина
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама