Львовский рынок является одним из самых привлекательных для развития бизнеса. Это связано с ростом туристического потока. Местные власти ожидают, что в текущем году областной центр посетит на 20% больше путешественников по сравнению с прошлым годом, когда в город приехало около 2 млн гостей. «Преимущественно это жители Киева, Днепропетровска, Одессы», – уточняет генеральный директор львовской компании «Системы быстрого питания» (владеют франшизой на развитие сетей «Пицца Челентано», «Картопляна хата» и пр.) Марк Зархин.
Растущее количество туристов отражается на местном бизнесе. По словам Марка Зархина, в марте-апреле продажи в ресторанах выросли в среднем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Если в среднем по сети в марте-мае продажи выросли на 20%, то во Львове – на 35%», – добавляет совладелец сети «Фуршет» Игорь Баленко. Продукты питания в столице Галичины, помимо путешественников, приобретают и иностранцы. После резкой девальвации гривны в западноукраинских городах активно отовариваются жители стран ЕС, для которых товары в магазинах подешевели более чем вдвое.
Путешественники готовы тратить деньги в ресторанах и продовольственных магазинах, но не хотят покупать во Львове одежду и обувь. По словам гендиректора группы компаний «Ультра» (сети одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрея Макарова, продажи во Львове никак не отличаются от других областных центров. «Везде одинаково плохо», – замечает он. Как ранее писал ABCNews, за пять месяцев этого года обувные и одежные сети реализовали на 30-50% меньше изделий в количественном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Потребители сейчас ходят в магазины преимущественно во время сезонных распродаж, поскольку большинство не в состоянии приобретать товары по новым ценам. Приезжие в столицу Галичины путешественники-украинцы не ходят по львовским магазинам, поскольку такие же торговые точки работают и в их городах. Одежды и обувь международных брендов в Украине дороже по сравнению со странами ЕС. Поэтому приобретать ее во Львове нет смысла.
Рестораны
Львов привлекает рестораторов. По подсчетам генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, за пять месяцев этого года здесь открылось около 25 новых заведений, тогда как за аналогичный период прошлого года – около 15. Столько же открылось и в столице. «Но если в Киеве заведения закрываются, то во Львове – нет», – отмечает эксперт и добавляет, что сегодня в областном центре работает около 800 заведений общественного питания. Лидерами рынка являются две крупные компании: «Системы быстрого питания» и !Fest («Криївка», «Гасова лямпа», «Львівська майстерня шоколаду» и пр.).
Новые активно открывают и новички, и старожилы. Марк Зархин рассказывает, что в этом году открыл два крупных ресторана: «Голодний Микола» и «Бачевский», площадью 2 тыс. кв. м и 1 тыс. кв. м соответственно. Во Львове свое первое заведение Bar Mushly открыл киевский ресторатор Дима Борисов.
Продовольственная розница
Предприниматели из других сегментов бизнеса также заинтересованы в рынке Львова. К городу активно присматриваются продовольственные ритейлеры. Статистики по их развитию в этом году пока нет, но по подсчетам ABCNews, в январе-мае во Львове открылось четыре магазина, тогда как за аналогичный период прошлого года – вдвое меньше. Своими торговыми точками в нынешнем году обзавелись «Наш край», «Рукавичка», «Барвінок» и «Два кроки від хати». Компания «Львовхолод» (сеть «Рукавичка») развивает новую сеть магазинов небольшой площади (от 70 до 150 кв. м) – «Рукавичка S».
По данным директора исследовательской компании GT Partners Ukraine Игоря Гугли, активнее всего развиваются «Рукавичка», «Наш Край» и сеть минимаркетов
«Близенько».
Непродовольственная розница
В единственном профессиональном львовском торговом центре King Cross Leopolis представлено несколько десятков известных сетей. Пока их представители взяли паузу. По словам эксперта по коммерческой недвижимости Вадима Зинченко, за первые пять месяцев во Львове не был открыт ни один сетевой одежный или обувный магазин. Андрей Макаров сообщил, что вынужден был даже закрыть одну торговую точку Pierre Cardin в столице Галичины. «Собственник помещения не пошел на уступки», – заметил он. Сейчас на львовском рынке работает свыше 50 магазинов известных сетей: одежные Mohito, Cropp Town, Zara, Pull&Bear, Bershka, Kira Plastinina, Marks&Spencer, Columbia, Arber и пр., а также обувные Intertop, CCC, Fellini, Crocs, Centro и пр.
Развитие региона
Рестораторы и ритейлеры планируют активно развиваться во Львове. Например, по словам Марка Зархина, в течение месяца в центральной части города откроется новое заведение «Пицца Челентано» в новом формате – с обслуживанием официантами. «Три моих ресторана откроются в городе. Формат – это секрет», – сказал Дима Борисов. Совладелец компании !Fest Андрей Худо сообщил, не вдаваясь в подробности, что сейчас компания работает над открытием заведения в новом формате.
Ритейлеры также не намерены отставать. Совладелец сети «Фуршет» Игорь Баленко отметил, что Львов, как и Киев, является одним из самых приоритетных регионов для развития. Сейчас компания ищет подходящее помещения для открытия магазина.
До конца года в столице Галичины появится новый супермаркет «Сильпо» (в торговом центре «Форум Львов») и «магазин у дома» «Два кроки + ДІДО. Правдива їжа». «Если сможем найти хорошую площадку, то откроем магазин», – пообещал генеральный директор «Пакко Холдинга» (сети «Пакко», «Вопак») Олег Мерченко.
Открыть свою торговую точку во Львове непросто. «Большая часть рестораторов хотят работать в центральной части города, где много туристов», – замечает Марк Зархин. Тормозит развитие ритейла львовская специфика. Подходящих помещений, расположенных в центре, практически нет. Основная масса непродовольственных ритейлеров намерены открывать магазины в новых торговых центрах. Один из них – «Форум Львов» будет сдан в эксплуатацию летом. В нем появится LACOSTE (одежда и обувь), Antonio Biaggi (обувь и аксессуары), Vaismann (одежда), Zarina, Stem (одежда), Etam (белье), Accessorize (аксессуары) и пр.