Не стоит бесконечно накапливать деньги. Согласно последним научным исследованиям, лучше тратить их на то, что делает вас счастливее.
Большинство людей стремятся быть счастливыми. Многие экономисты считают, что счастье — лучший индикатор здоровья общества. Деньги могут значительно улучшить нашу жизнь, однако, даже достигнув удовлетворения наших базовых потребностей, мы зачастую не становимся счастливее. И один из самых важных вопросов — как грамотно распределить деньги, которые для большинства из нас являются ограниченным ресурсом.
Существует одно на первый взгляд логичное допущение, которым руководствуются многие люди, тратя свои деньги — поскольку физический объект дольше служит, то он будет делать нас счастливыми дольше, чем единоразовый опыт — поход на концерт или поездка в отпуск. Согласно последним исследованиям, это допущение в корне неверно.
«Один из самых страшных врагов счастья — это привыкание», — считает профессор психологии Корнельского университета Томас Гилович, который более 20 лет занимается изучением вопросов денег и счастья. «Мы покупаем вещи, чтобы стать счастливыми. Но счастье это очень скоротечно. Новые вещи поначалу радуют, но мы очень быстро привыкаем к ним».
Так что вместо покупки айфона последней модели или BMW Гилович предлагает тратить деньги на опыт, который делает нас по-настоящему более счастливыми — посещать арт-выставки, бывать на природе, учиться и получать новые навыки, путешествовать.
Результатом психологических исследований Гиловича и его коллег стал так называемый парадокс Истерлина, который заключается в том, что деньги могут сделать человека счастливым, но лишь отчасти.
Как привыкание влияет на ощущение счастья, ученые выяснили, проведя исследование, в рамках которого людей попросили описать чувство радости от материальных покупок и от приобретения нематериального опыта. Изначально удовольствие от обоих видов приобретений было примерно одинаковым. Но по прошествии времени радость от приобретенных вещей снижалась, а от полученных за деньги опыта и впечатлений — возрастала.
Это парадоксально, но материальные блага, которые вы можете хранить у себя долгое время, не могут заставить вас чувствовать себя счастливыми так же долго, как делает это короткий нематериальный опыт. Ирония заключается в том, что постоянная доступность физического объекта работает как раз против него — чем дольше вещь находится под рукой, тем быстрее мы к ней привыкаем.
Вещь превращается в выцветший фон, становится частью привычного мира. И в то же время, пока ощущение счастья от владения материальной вещью уменьшается, опыт становится укоренившейся частью нашей личности.
«Опыт составляет большую часть нашей индивидуальности, чем материальные товары», считает Гилович. «Вам может казаться, что вы и вправду любите все эти вещи, которые вас окружают. Вы даже можете считать, что часть вашей идентичности связана с ними, однако вещи существуют отдельно от вас. А опыт и навыки напротив — являются неотъемлемой частью вас самих. Мы — общая сумма нашего жизненного опыта и впечатлений» — уверен профессор.
Одно из исследований под руководством Гиловича показало, что даже в том случае, если человек утверждает, что определенный опыт оказал негативное влияние на ощущение счастья, получив возможность осмыслить его, начинает оценивать такой опыт гораздо выше, чем изначально.
Гилович объясняет это тем, что событие, показавшееся нам в свое время страшным или неприятным, в будущем может стать просто забавной историей, которую можно рассказать на вечеринке, или бесценным формирующим личность опытом.
Кроме того, опыт, пережитый вместе с другими людьми, делает нас ближе к ним, чем совместное потребление. Вероятно, вы будете чувствовать большую связь с человеком, с которым отдохнули, например, в Боготе, чем с тем, кто купил навороченный телевизор в том же магазине, что и вы.
«Мы разделяем опыт с другими людьми, — говорит Гилович, — И даже после того, как они исчезают из нашей жизни, эти люди остаются частью историй, которые мы потом рассказываем».
Мы также менее склонны сравнивать в негативном свете пережитый нами опыт с опытом других людей — так как мы это часто делаем с материальными покупками. Исследование, проведенное Райяном Хоуэлом и Грэхэмом Хиллом, показало, что намного проще делать оценочное сравнение материальных благ (сколько карат в твоем кольце? какова скорость работы твоего ноутбука?), чем опыта. Как раз потому, что это проще, люди этим и занимаются.
«Привычка „жить не хуже соседа“ относится больше к материальным вещам, чем к приобретению опыта, — уверяет Гилович. — Да, нас волнует, что кто-то поехал в отпуск и остановился в более крутом отеле, чем мы, или летел первым классом. Однако подобные вещи порождают гораздо менее острое чувство зависти, чем когда мы сравниваем конкретные материальные блага».
Исследование Гиловича, кроме прочих, адресованы тем, кто хочет, чтобы их инвестиции приносили счастье, работодателям, заинтересованным в счастливых сотрудниках, а также политикам, стремящихся сделать граждан счастливыми.
Если бы общество приняло результаты подобных исследований во внимание, это означало бы изменения не только в том, как отдельные люди распоряжаются своим заработком, но и стало бы толчком для работодателей предоставлять своим подчиненным оплачиваемый отпуск, а для политиков — причиной организовывать места для отдыха.
«Как общество, не должны ли мы стремиться к тому, чтобы сделать новый опыт более доступным для людей?», — задается вопросом Гилович.
По материалам Fastcoexist.com.