На сайте Министерства охраны здоровья Украины недавно была размещена инфографика о достижениях руководства ведомства за полгода с назначения министра Александра Квиташвили.
Представленная инфографика вызывает смешанные чувства. Кроме того немногого, что действительно было сделано, в ней министерство активно приписывает себе достижения предшественников, описывает в качестве «достижений» процесс вместо результата, а, зачастую, просто перекручивает факты.
«Достижения» Минздрава |
Реальность |
Подготовлен первый пакет законопроектов для реформирования системы здравоохранения |
К сожалению, «воз и ныне там». Принятием этих законов государство узаконит коррупцию в медицине на качественно новом уровне и создаст предпосылки для неконтролируемой (варварской) приватизации медучреждений. |
Проведен открытый отбор кандидата на Главу Государственной службы по лекарственным средствам и контролю за наркотиками |
Может быть, открытый отбор и состоялся, только его результаты — тайна за семью печатями. Публично результаты отбора никто не объявил — вот такой открытый конкурс. Совместима ли открытость с тайной назначения? Нет. В Минздраве считают: да. |
Проведены переговоры с международными организациями по потенциально возможности проведения закупок в 2015 году |
Переговоры провели и... получили отказ. Еще в феврале 2015 все международные организации отказались сотрудничать с Украиной по вопросам закупок в 2015 году, но МОЗ молчал об этом. Только в середине июня, да и то не МОЗ, а представители Администрации Президента Украины, наконец-то публично заявили об этом. |
Запущен процесс национальных закупок по новым правилам |
Во-первых, процесс закупки не запущен. По законодательству началом процесса/процедуры закупки является публикация объявления о начале процедуры торгов. Ни одного объявления пока нет, и не может быть, ведь за полгода МОЗ не сумел даже определить предмет закупки. Во-вторых, какие это новые правила — тоже непонятно. Разве что под новыми правилами подразумевают создание одной комиссии вместо профильных групп. Это решение вполне себе техническое, и при этом положительный эффект от него совсем не бесспорен. Поскольку раньше в профильных номенклатурных комиссиях и рабочих группах хоть половина участников (профильные медицинские специалисты и общественники) понимали, о чем речь, то сейчас особенности номенклатуры или требований к препаратам для лечения отдельной нозологии в этой единой комиссии понимает максимум один человек, или вообще никто. Так что МОЗ создал «систему коллективной безответственности» по аналогии с уже доказавшими свою неэффективность консультационно-экспертными органами в Гослекслужбе и ДЭЦе. |
Разработаны и утверждены несколько постановлений КМУ и приказов МОЗа по упрощению работы и дерегуляции фармотрасли |
Во-первых, большинство, если не все из этих предложений были разработаны не МОЗом, а специалистами профильных профессиональных ассоциаций. Во-вторых, разработаны эти предложения были еще в 2013-2014 годах. И именно тогда эти предложения активно обсуждались в профильных рабочих группах, которые МОЗ создавал. |
Разработан пилотный проект по реимбурсации препаратов инсулина |
Замечательное достижение, особенно если учесть, что разработкой проекта по реимбурсации инсулинов МОЗ занимался с весны 2012 года, при Богатыревой. Пилотный проект был уже принят в 2013 году, потом отменен в 2014. При этом «новый» проект ничем качественно не отличается от прошлого и сохранил все его недостатки. |
Получено подтверждение от Мирового банка на получение кредитной линии на поддержку реформы системы здравоохранения |
Проект Мирового банка готовился к реализации с 2012 года. Наиболее активный процесс подготовки и отбора проектов проходил в 2013-2014 годах. Именно тогда проект, как на центральном, так и на региональном уровне был полностью разработан и согласован. Единственное достижение новой команды МОЗа — задержка с его реализацией на целых полгода. |
Уволено коррумпированное руководство ДП ДЭЦ |
Во-первых, практически каждый новый министр назначал своего руководителя ДЭЦа. Мытник уволил Чумака и назначил Блихаря, Анищенко уволил Блихаря и назначил Нестерчука, Богатырева уволила Нестерчука и назначила Нагорную, Лазоришенец (будучи и.о. министра здравоохранения) уволил Нагорную и назначил Шкробанца. Невеликое достижение — уволить с этой хлебной должности ставленника предыдущего руководства и назначить своего человека. Но в данном случае имеет место недоработка: за полгода уволить-то уволили, а назначить еще никого не назначили. Во-вторых, что-то не заметно, чтобы директор ДЭЦа ушел из-за обвинений в коррупции, а не просто написав заявление. Да и уголовных дел по руководству ДЭЦа тоже не открыто. |
Договорились с ЮНИСЕФ о возможности закупки вакцин КПК и гепатит В. |
Предварительно договорились, только на закупку не в полном объеме, и ближайший срок ее проведения — конец 2015 года, а это значит, что поставки будут в лучшем случае во втором квартале 2016 года. А как обеспечивать выполнение программы иммунопрофилактики и чем прививать детей в 2015 — начале 2016 года? Ведь прививки обязательные, они делаются по строгому календарю применения в течение первого года жизни ребенка, а против гепатита — сразу при рождении. Кто ответит за последствия массового нарушения календаря? Вопрос риторический, потому что в Минздраве давно уже никто ни за что не отвечает. |
Создана одна экспертная группа, которая провела 11 заседаний |
Можно было просто сказать — сорвали процесс закупок. Прошло уже полгода, а ни одной номенклатуры еще не принято. МОЗ находится еще только в стадии их «доработки и финализации». Что это значит для пациентов? Только то, что закупки начнутся в лучшем случае через месяц — в июле-августе, а первые результаты торгов будут в сентябре-октябре. |
Внедрен открытый диалог с фармотраслью |
А что, до этого диалог был " закрытый«, или представители отраслевых объединений и эксперты не приглашались на работу различных рабочих групп и согласительных комиссий? Все предыдущие министры с завидной регулярностью собирали представителей фармотрасли. Напомню, что любой нормативно-правовой акт принимается в нашей стране только после прохождения процедуры его общественного обсуждения. Так что это явно не достижение действующего руководства МОЗа. Достижением можно считать только то, что ведущие бизнес-ассоциации фармотрасли (EBA, АПРАД, АПЛУ и другие) открыто высказали недоверие первому замминистра здравоохранения. Такого открытого диалога в истории МОЗ, действительно, еще не было. |
Разработана концепция новой системы общественного здоровья |
Концепции писать министр Александр Квиташвили горазд: уже несколько написал, и как эксперт, и как министр. Только вот незаметно, чтобы эти концепции хотя бы превращались в стратегии и программы, не говоря о начале их реальной реализации. Правда, и эту концепцию новой системы общественного здоровья никто не видел и открыто не обсуждал. Не исключено, что ее стыдно показывать чужим людям. |
Уволены руководители департаментов МОЗа, которые причастны к коррупции |
Во-первых, не уволены, а отстранены, во-вторых, не причастные к коррупции, а все. В третьих, как и с руководством ДЭЦа, никаких обвинений в коррупции предыдущим руководителям не то что не предъявлено, а даже публично не озвучено. |
Проведен открытый конкурс на должность руководителя НИР |
Что сделано, то сделано. Конкурс проведен, руководитель Национального института рака вступил в должность. |
Разработан необходимый пакет нормативных актов для регулирования возможности проведения закупок с привлечением международных организаций |
Может быть, и разработан, но его еще никто не видел. Вот пациентские организации все возмущаются и возмущаются по этому поводу, в том числе на Комитете ВРУ по противодействию коррупции, и обвиняют МОЗ в попытке сохранить прежние схемы про закупках. При этом они уверены, что ничего не разработано. Да и разработать — это не согласовать и принять. Хотя, между прочем, за три месяца МОЗ обещал не разработать, а именно принять необходимые документы. А, понимая, как трудно проходит согласование МОЗовских документов и Кабмине и Минюсте, даже если эти нормативные акты разработаны, то не факт, что они будут приняты и до сентября. |
Проведены переговоры с фармассоциациями |
Переговоры с фармассоциациями и производителями проводили все министры. Так, Олег Мусий в апреле прошлого года проводил переговоры, а закупки прошли только в ноябре-декабре. Кроме того, проведение предварительных переговоров с поставщиками перед проведением процесса закупки, мягко говоря, не этично и не совсем законно. Можно попасть под обвинения в лоббировании. |
Решена ситуация с поставкой лекарств по ВИЧ/СПИДу ООО «Вектор-фарма» на 52 млн. грн. поставка которых произойдет вовремя |
Во-первых, ситуацию решал не МОЗ, а пациентские организации и силовики по прямому указанию Арсения Яценюка. Во-вторых, как МОЗ ее решил? Выслушал пришедшего директора и получил с него устное обязательство осуществить поставку. При этом, согласно нашей информации, вовремя поставка уже точно не пройдет, а в лучшем случае ее осуществят не до 26 июня, как указано в договоре, а до конца июля. |
Договорено о получении технической помощи от ПРОООН |
Может быть, и договорено, но, наверное, это устные договоренности: никаких документов подписано не было. А как быстро у нас реализуются подобные проекты — см. динамику реализации проекта Мирового банка: начали согласовывать в 2011 году, получим первые деньги во второй половине 2015. |
Фактически, за неимением реальных достижений, МОЗ собирает обещания, попытки, жесты и декларации, а потом складывает их на уши доверчивому читателю в виде инфографики.
Учитывая, что руководство министерства на посту уже свыше полугода, напрашивается вывод о неспособности его (руководства, да и министерства заодно) сильно улучшить свои производственные показатели.
А значит:
— закупки министерства в этом году опять пройдут очень поздно, в конце осени, и пациентские организации в очередной раз пойдут на штурм МОЗ;
— через международные организации мы закупим меньше 5% от общей номенклатуры госзакупок Минздрава, и это в лучшем случае, и с огромными боями и проблемами до, в процессе и после закупки;
— с коррупцией в министерстве и вокруг (например, в ДЭЦ) никто по-настоящему бороться не начнет;
— МОЗ протащит закон об отпуске категорически ненужных ему учреждений здравоохранения на волю и перестанет о них думать (хотя и раньше не особо переживало об их судьбе).
А украинцы начнут думать, куда продать левую почку, чтобы вылечить правую.