1 июля большой ажиотаж вызвала новость о том, что на украинский рынок может выйти онлайн-сервис заказа-такси Uber. Это самый успешный американский стартап с капитализацией около 50 млрд долл., работающий в 300 городах мира.
На сайте компании, а также на ее страничке в сети Linkedin появилось объявление о поиске руководителя (general manager) киевского подразделения. Сказать, что такая вакансия для украинского рынка яркая (особенно в кризис), — это ничего не сказать вовсе.
Соискатель должен иметь семь лет опыта в сфере инвестбанкинга, маркетинга или операционного менеджмента. А еще в его ДНК должно обязательно присутствовать предпринимательство.
Кто не успел, тот опоздал?
Новость быстро облетела просторы украинского Facebook. Всего за один день на Linkedin на вакансию подали заявки 224 претендента. Пресс-центр Uber оперативно отвечал на запросы украинских СМИ, в том числе и «Экономической правды». Дословно он звучал так: «Амбиции Uber — быть везде, в любом прогрессивном, далекоглядном городе, у которого есть потребность в безопасных, надежных и эффективных перевозках — мы хотим быть там. Киев — это не исключение. Мы всегда изучаем наши возможности, включая таковые и в Украине».
Забавно, но вакансия повисела на сайте Uber всего один день, и была снята. На Linkedin написали, что заявки больше не принимаются. За один день был найден идеальный кандидат? Или есть другой ответ?
Как выяснила, «Экономическая правда», вакансия на городского general manager Uber является шаблонной. Точно такие же (слово в слово) 60 объявлений висят на сайте и по другим крупным городам мира, независимо от того, работает в них сервис или нет.
Один из собеседников ЭП на рынке приложений по вызову такси в Киеве говорит, что киевская вакансия уже неоднократно появлялась. Но тоже была оперативно снята. «Первый раз это было осенью прошлого года. Нам кажется, что подобные публикации — это PR, цель которого повысить уровень знания данного проекта в нашей стране. В марте этого года, аналогичная вакансия о поиске General Manager была опубликована в Минске, но уже спустя 10 дней ее закрыли, и на этом все закончилось», — рассказывает генеральный директор киевского проекта WinTaxi Мария Орлова.
Подозрение вызывает и сам ответ компании СМИ. Он тоже похож на заготовленный шаблон. Ведь вместо слов «Киев» и «Украина» можно подставить любой другой город или страну и получить многообещающее послание, абсолютно не меняя контекста.
К сожалению, Uber уже не отвечал на последующие запросы ЭП. В частности: Почему пропала вакансия с сайта, и не является ли случайно ответ пресс-службы шаблонным?
Бюджет или премиум?
Чтобы выйти на киевский рынок, у Uber сейчас нет и экономических предпосылок. Об этом говорят опрошенные ЭП участники столичного рынка такси.
Американская компания при выходе в новые регионы пытается, как правило, «окучивать» сразу несколько сегментов — премиум-перевозок и бюджетных. Так она поступила, например, в 2013 году при выходе в Москву.
В городе сейчас представлены два сервиса. Первый — UberBlack, который сотрудничает с водителями дорогих иномарок Mercedes E-class, Audi A6, BMW 5-series. Второй попроще — UberX, и через него работают таксисты, которые используют Hyndai Solaris, Volksvagen Polo, Kia Rio и им подобные автомобили. Минимальная стоимость проезда услуги UberBlack составляет около 299 рублей (примерно 150 грн) в расчете 10 (5 грн) руб за км, а UberX — 99 рублей (около 50 грн) в расчете 8 руб (4 грн) за км.
Для сравнения, в Киеве большинство перевозчиков работают по тарифу от 3 до 4,5 грн за км. Это почти параметры UberX, хотя в Москве уровень цен всегда был одним из самых высоких в мире.
С сервисом премиум-класса у компании на старте нарисовались сложности. Оказалось, что в московских службах аренды попросту не хватает машин соответствующего класса. Очевидно, это и стало причиной того, что в столице нашего недружественного соседа не был выведен на рынок стандартный люксовый сервис.
Таким, например, является UberLux в Лондоне, который оперирует машинами классом выше — Mercedes Benz S-klass, BMW −7 series и Audi A8. Вместо него появился только сервис бизнес-класса UberBlack, который неплохо себя зарекомендовал. Орлова говорит, что средний чек такой поездки в Москве сейчас $30-35.
А вот бюджетный UberX в Москве cтолкнулся с большим количеством аналогичных проектов. Тамошняя команда постаралась предложить расценки в среднем на 15-20% меньше среднерыночных. И ей удалось обвалить бюджетный рынок совместно с другим подобными онлайн- и мобильными сервисами — GetTaxi, «Яндекс.Такси», Wheely, InTaxi и Rutaxi. Они вложили десятки миллионов рублей в раскрутку своих услуг, начали жесткую ценовую войну за клиентов, но так и не завоевали большой доли.
Водители оказались в заложниками ситуации. Они не только вынуждены постоянно платить отчисления онлайн-агрегаторам, но и мириться с не растущим заработком. Они даже объявляли забастовки против таких онлайн-программ, которых окрестили «рыбами-прилипалами, выросшими и съевшими акулу».
Москва — не Киев!
В Киеве такие фокусы не пройдут, считают местные эксперты. «Выход Uber в Украину будет их ошибкой и следствием плохого анализа ситуации», — считает глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк. По его мнению, сервис не сможет дать ничего нового ни пассажирам, ни водителям. Он рассказывает, что в Киеве есть три крупнейших службы такси с собственным автопарком, работающие легально (то есть по лицензиям). Это «Элит-такси» (20 своих и 400 машин постоянно работающих частников), «Экспресс-такси» (100 своих и 200 частников) и «Босс Такси» (50 своих машин). Стоимость их услуг стандартного класса составляет от 8 грн/км, класса-бизнес — от 12 грн/км, премиум — от 16 грн/км.
Вместе с тем, в Киеве работает 500 диспетчерских служб, где заказать машину можно по цене от 3 грн/км. То есть рынок уже и так упал ниже плинтуса. «Это вообще нереальные расценки. Ведь литр бензина стоит 20 грн. Но вызывая дешевую машину, пассажир должен понимать, что, скорее всего, это будет убитая машина. Да и за такие заказы водители берутся редко — если им по пути. Поэтому дешевые такси часто не приезжают», — рассказывает Антонюк.
С дорогим сегментом тоже все сложно. «Мало того, что у нас очень малое количество авто преимального класса, так еще и маленькая маржа. Потому что пользователь всегда может пойти и заказать такси за минималку 35 грн. В Европе ты только садишься в машину, и тебе уже насчитывают 6 евро», — говорит экс-руководитель украинского проекта WinTaxi Елена Бобкина.
В чуть ли не единственной в Киеве крупной службе аренды элитных машин Budget, по оценкам участников рынка, всего около 200-300 машин, из них 50 — машины класса премиум (типа Mercedes) и около 30 машин с водителями, говорящими на разных языках. Ее потихоньку вытесняют службы такси. Раньше эту услугу в основном заказывали отели и большие компании. «PricewaterhouseCoopers и Coca-Cola уже пересели на такси», — добавляет Антонюк. Так им оказалось выгоднее.
Еще один существенный минус Uber для большинства киевских водителей — отсутствие доступа к наличным. Антонюк напоминает, что Uber предусматривает только безналичный расчет за услуги, в то время как большинство пассажиров в Украине привыкли рассчитываться наличными на месте. Все деньги, которые заплатили пассажиры, сервис сначала забирает себе, потом высчитывает оттуда процент, и только потом отправляет водителю. «А водителю важно, чтобы деньги были под рукой. У него, бывает, бензин больше не за что купить», — рассказывает Антонюк.
Для прихожан места не нашлось
О том, что Uber с ее бизнес-моделью в Украине пока нечего делать, свидетельствует и тот факт, что ее основные конкуренты на наш рынок так и не пришли.
«Мы всегда говорили, что очень хотим запустить в Киеве „Яндекс.Такси“. Техническая готовность у нас давно есть, но кроме этого для запуска в конкретном городе нужно набрать достаточное количество партнеров», — рассказывает руководитель группы по связям с общественностью «Яндекс.Украина» Наталья Журавлева. Найти таких, которые бы соответствовали строгим требованиям, по ее словам, крайне сложно. «И, к сожалению, за последние пару лет ситуация с рынком такси в этом плане в Киеве не изменилась в лучшую сторону» — говорит она.
«Я как-то переписывался с Тиграном Худавердяном из „Яндекса“ (руководитель мобильных программных продуктов). Они хотели стартовать в Киеве пару лет назад. После того как я дал ему расклад по „Эвосу“, „Уклону“ и прочим серверам, он затих, и до сих пор интереса к Киеву не проявляет», — рассказывает сотрудничающий на партнерских началах с «Элит Такси» Геннадий Попов.
Не сложилось со стартом в нашей стране и у GetTaxi. Хорошие машины в Киеве сейчас найти особенно тяжело. «С 2013-14 года финансовые возможности перевозчиков в лучшую сторону, не поменялись. Обновить автомобиль при нынешней экономической ситуации в стране, почти не реально. Крайне сложно, даже имеющиеся поддерживать на должном техуровне», — рассказывает аккаунт-менеджер киевского онлайн-сервиса Cab24. Да и ценовая политика в такси сейчас, по его словам, на пороге выживания. Украинцы экономят. В таких условиях, по его словам, если новый игрок даже состоится, то от него останется всего лишь громкое имя, но в сути своей — рядовой онлайн-сервис.
Еще один мобильный сервис такси WinTaxi был анонсирован в Киеве год назад, но так и застрял на старте. По уровню сервиса он должен был быть очень похож на Uber, а может быть, даже еще лучше. По информации ЭП, компании таки удалось отобрать около 120 хороших водителей, что было сделать крайне непросто. Но из-за внутренних разногласий проект пока так и не был запущен.
Мы сами — Uber
Участники рынка рассказывают, что в других странах присутствия Uber очень дорогие лицензии такси. Поэтому таксисты на таких рынках, как правило, уже «рафинированные профессионалы», что упрощает подход онлайн-сервисов к такому сообществу. Например, во Франции это порядка 70 тыс евро, в США — около 500 тыс долл. Естественно, позволить их себе могут только крупные компании с большими таксопарками. Часто перевозки по всему городу выполняет одна компания, которая принадлежит муниципалитету, рассказывает Елена Бобкина.
В Украине же совершенно обратная ситуация. По оценками экспертов Украинской таксомоторной ассоциации, количество легковых автомобилей, фактически задействованных в таксомоторных перевозках в стране, составляет 200-250 тыс. Оборот теневого рынка — 25 млрд грн в год, а только в Киеве — 2,5 млрд грн.
Хотя по данным Государственной фискальной службы, за 2014 год все плательщики налогов, которые по документам предоставляют услуги такси, заплатили в бюджет налогов только на 31 млн грн. Это 0,01% от общего финансового оборота рынка. Таким образом, объем нелегального рынка такси в Украине превышает 99%.
Логика Uber в мире — это привлечение водителей, которые занимаются частным извозом, т.е. нелегально. А украинский рынок и так работает в «теневом» формате. «По нашим оценкам, на данный момент в Киеве насчитывается порядка 20 тысяч автомобилей, занимающихся извозом. Только 600-700 машин официально оформлены и отчисляют налоги в бюджет. То есть, наш рынок уже сам по себе работает по логике Uber, и практически не имеет свободных ниш, соответствующего их позиционированию», — резюмирует Мария Орлова.