В столице замедляются темпы строительства дорожно-транспортных объектов, поэтому их стоимость увеличивается.
К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты, проанализировав результаты аудита эффективности использования средств госбюджета, предназначенных Киеву для проектирования, строительства и реконструкции транспортных развязок и мостовых переходов.
Среди прочего обеспокоенность палаты вызвало решение КГГА отсрочить введение в эксплуатацию Подольского мостового перехода, степень готовности которого едва ли превышает 41 %. Претензии также возникли из‑за нарушения плановых сроков строительства железнодорожно-автомобильного моста через Днепр.
Отголоски Евро-2012
Проведенная Счетной палатой проверка также показала, что часть средств, выделенных на строительство транспортных объектов, в том числе в рамках подготовки к Евро 2012, было использовано с нарушением законодательства. Речь идет о сумме в 18,5 млн грн из предусмотренных 1,2 млрд грн.
Чиновник из аппарата счетного ведомства уточнил «Капиталу»: не стоит говорить о нецелевом использовании денег. Тем не менее из‑за халатности городских чиновников и строителей образовалась кредиторская задолженность.
По данным Счетной палаты, на 1 июля просроченный долг составлял 70 млн грн. «Средства госбюджета, выделенные КП КГГА «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева» и Юго-Западной железной дороге, использовались в 2011‑2012 гг. в условиях несовершенного нормативно-правового обеспечения и недостаточного контроля со стороны главного распорядителя — Министерства финансов», — отметила пресс-служба Счетной палаты.
Впрочем, эксперты ведомства все же признают, что благодаря проведенным за это время работам — строительству четырех развязок — пропускная способность дорог, соединяющих левый и правый берег с центром Киева, увеличилась на 30 %.
Городские неурядицы
Вчера «Капиталу» не удалось связаться с первым заместителем председателя КГГА Анатолием Голубченко, который курирует строительство инфраструктурных объектов в Киеве.
Но ранее чиновник уже заявлял, что сдача в эксплуатацию ряда проектов затягивается в связи с недостаточным их финансированием.Поэтому город вынужден направлять имеющиеся средства на наиболее приоритетные стройки.
В частности, в горадминистрации решили пожертвовать дальнейшим строительством Подольского мостового перехода, чтобы завершить новую транспортную развязку на Почтовой площади.
Согласно утвержденной смете строительства Подольского мостового перехода, этот объект обойдется городскому и государственному бюджетам в 7,5 млрд грн (около $ 920 млн), притом что в 2003 г., когда проект стартовал, денег требовалось почти в два раза меньше — $ 500 млн.
Ранее заместитель директора КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева» Николай Васильцов заявлял, что для завершения Подольского мостового перехода потребуется еще 4,5 млрд грн.
По его информации, этим летом велись мелкие работы, а полномасштабное строительство может начаться уже в сентябре, когда город возьмет кредит под этот проект. Ведь предусмотренных в городском бюджете 213 млн грн на 2013‑й год явно недостаточно для завершения объекта.
Анатолий Голубченко полагает, что, по наиболее оптимистичным прогнозам, запуск автомобильной части мостового перехода будет возможен только в 2014‑2015 гг.
Давление на казну
В своем выводе коллегия Счетной палаты отмечает, что проблемы транспортного сообщения в столице решены лишь частично и нуждаются в дальнейшем внимании правительственных и городских структур. Но пока строительство на объектах не проводится, итоговая стоимость работ может еще увеличиться, говорится в сообщении.
Это приводит к увеличению нагрузки на государственный бюджет. «Удельный вес госресурсов, направленных на строительство объектов столичной транспортной инфраструктуры, составляет 70 % среди других источников финансирования», — уточняет пресс-служба ведомства.
Некоторые из опрошенных экспертов указывают, что потенциально город в состоянии обеспечить финансирование инфраструктурных проектов, в том числе привлекая кредиты международных финансовых организаций и западных банков.
Но, как подчеркнул директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко, это возможно лишь в том случае, когда в распоряжении городской администрации будут закрепленные источники наполнения бюджета.
По словам эксперта, в начале прошлого года бюджет Киева был утвержден в сумме около 16 млрд грн, а к концу года за счет госдотаций и субвенций, в том числе и на инфраструктурные объекты, он увеличился еще на 10 млрд грн.
При этом из городского бюджета в государственный изъято 50 % налога на доходы физлиц, что составило порядка 7 млрд грн. «Изъятия абсолютно безосновательные, их нужно отменить и весь НДФЛ оставлять городу.
Тогда Киев получит финансовую самостоятельность и сможет рассчитывать на привлечение кредитов», — уверен Александр Сергиенко.
При этом он добавил, что в любом случае столица должна иметь дополнительную поддержку из госбюджета. По разным оценкам, в Киев ежедневно въезжает 300‑400 тыс. иногородних автомобилей.
«Нагрузка на городские дороги достаточно большая, потому вполне нормально, что госбюджет задействован в финансировании объектов инфраструктуры столицы», — сказал эксперт.