Начало июля ознаменовалось очень тревожными новостями из Китайской Народной Республики и, похоже, что на горизонте замаячил новый глобальный кризис. С 12 июня по 8 июля композитный фондовый индекс Шанхайской биржи потерял 26%. В июле Народный банк Китая в срочном порядке объявил о новых стимулирующих мерах, а Регулятор рынка ценных бумаг КНР ввел мораторий на IPO и попросил менеджмент компаний закрыть сделки по обратному выкупу акций. Почти за месяц фондовый рынок КНР похудел на $3,2 трлн.
Несмотря на впечатляющие цифры по фондовому рынку КНР, паниковать рано. Непривычно большие объемы падения всего-навсего означают, что это Китай, масштабы экономики которого растут, а вместе с ними и фондовый рынок. Пресса в погоне за сенсацией умалчивает, что после обвала Композитный индекс Шанхайской биржи 8 июля вернулся к своему февральскому значению. Китайский рынок очень волатильный. И с января по 12 июня мы просто наблюдали небывалое ралли, когда композитный индекс за считанные месяцы взлетел почти на треть. Как часто бывает, продолжительный рост сменился острым падением.
Последние 3 года экономика КНР росла примерно на 7,7% в год, поэтому ни статистика первого квартала по ВВП Китая, ни полугодичное ралли со схлопованием композитного индекса не дают поводов говорить о том, что Китай рискует стать новым источником глобального кризиса. Однако риск того, что НБК и Регулятор рынка ценных бумаг (CSRC) не справятся с реальным сектором и подорвут основы фондирования ВВП КНР, которое базируется не только на банковских кредитах, но и на фондовом рынке, остаются очень велики.
Как ни далеко мы находимся от КНР, вероятный китайский кризис не может не затронуть Украину. Номером один по объемам экспорта из Украины остаются черные металлы и железорудное сырье. Ухудшение ситуации в КНР вытолкнет их производителей черных металлов на внешние рынки и заставит их продавать свою продукцию по более низким ценам. Это очень плохой сценарий для украинского экспорта и он просто не учтен в стратегии МВФ по отношению к Украине. Ситуация обостряется еще и тем, что китайским металлургам не обязательно ждать девальвации юаня к доллару, они могут начать опускать цены для внешних рынков под давлением неблагоприятных обстоятельств внутри КНР.
Второй риск для Украины — это возможная негативная реакция иностранных инвесторов, работающих в Украине, на общую тенденцию: отток капиталов с развивающихся рынков под действием китайского кризиса.
В любом случае, только к концу июля будет видно, насколько НБК справляется с реальным сектором КНР, а сама реакция китайской экономики может растянуться на весь третий квартал.