Президиум Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) планирует обратиться к высшему руководству страны с жалобой на народных депутатов. «Президиум готовит открытое письмо президенту, генпрокурору, Министерству внутренних дел и Национальному антикоррупционному бюро, в котором сообщит о неоднократных попытках нескольких народных депутатов негативным образом повлиять на работу бюро», — говорит гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко. Одним из примеров такого негативного влияния он называет собственное увольнение, которое считает незаконным.
На общественных началах
Как писал «Капитал», борьба политических сил за 1 млрд грн в гарантийных фондах МТСБУ ведется не первый год. Нынешнего гендиректора Владимира Шевченко страховщики называют ставленником нардепа Максима Полякова («Народный фронт»). Но в 2015-м за контроль над бюро решила побороться «Радикальная партия Олега Ляшка» после того, как координационный совет МТСБУ в декабре 2014-го возглавил ее представитель, глава комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка.
Нынешнее обострение конфликта в МТСБУ связано с недавним депутатским запросом Сергея Рыбалки в правоохранительные органы Украины. В запросе он требует разобраться, на каком основании внештатный президент МТСБУ Юрий Гришан принял на работу в бюро новых людей — замгендиректора Людмилу Белошицкую и «безопасника» Александра Чернышенко. «Не хочу, чтобы такие незаконные решения бросали тень на коордсовет. А как глава профильного парламентского комитета считаю важным, чтобы в бюро как можно скорее был наведен порядок для защиты прав автомобилистов», — объяснил свой интерес Сергей Рыбалка.
Осенью 2014 года президиум МТСБУ ликвидировал должность президента и с тех пор страховщики могут занимать ее только на общественных началах — без права подписи. «Я подписал документы о приеме людей на работу в МТСБУ на основании решения президиума бюро, поэтому все законно», — оправдывается Юрий Гришан. Интерес Сергея Рыбалко к этому вопросу он связывает с желанием политика вернуть контроль над бюро, утерянный буквально вчера.
Открытый конкурс
В понедельник полномочия координационного совета МТСБУ перешли к Нацкомфинуслуг. Страховщики надеются, что регулятор разрубит гордиев узел конфликта. «В первую очередь нужно, чтобы комиссия приняла ряд кадровых решений, которые президиум принять без коордсовета не может» — считает член президиума бюро, предправления группы «ТАС» Павел Царук.
Страховщики хотят, чтобы чиновники уволили одних замов гендиректора и приняли на работу других. Но такие решения будут половинчатыми.
«За многие годы в штате бюро собрались «свои» люди, которые сидят на коррупционных схемах и живут за деньги потребителей страховых услуг, — уверяет предправления общественной организации потребителей страховых услуг «Страховая защита» Василий Дарков.
По словам Владимира Шевченко, в мае 2015 года количество сотрудников снизилась по отношению к аналогичному периоду 2014 года на 15%, или на 16 человек. Несмотря на это, в штате бюро остается свыше 100 человек. К примеру, в комиссии по регулированию всего рынка небанковских финуслуг работает всего около 230 человек. Но, если у чиновников зарплаты невысокие, то у сотрудников МТСБУ они на уровне рыночных, что позволяет нанять в эту структуру профессионалов высокого уровня, считает Виктор Царук. А Василий Дарков готов поспорить, что страховщики с радостью поборются за вакансии в бюро на открытом конкурсе. Которого в МТСБУ ни разу не проводилось.
Более того, в 2014 году руководство бюро неоднократно заявляло о планах по созданию новой структуры МТСБУ. Но в 2015-м, увлекшись междоусобной борьбой, этот вопрос уже не озвучивало. «Все, что сейчас происходи вокруг бюро, дискредитирует как участников рынка, так и политиков. Пора очищаться от негатива внутри организации и направлять все силы на своевременные выплаты потерпевшим», — считает президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк.
По словам члена Нацкомфинусуг Дениса Ястреба, уже в августе, на первом заседании комиссии в качестве коордсовета, они рассмотрят все конфликтные вопросы МТСБУ, включая кадровые. Сможет ли регулятор принять соломоновы решения в ситуации, когда идет борьба за контроль над миллиардом гривен, покажет время. Но все участники рынка «автогражданки» едины во мнении: погасить конфликт в МТСБУ смогут только законодательные изменения в системе корпоративного управления бюро. Такие изменения могут быть приняты парламентом уже осенью 2015-го.