В Украине без ведома владельцев брендов работают магазины популярных марок.
Например, в Одессе работают торговые точки H&М и IKEA. Такие магазины встречаются не только в Одессе, но и в Киеве. А в Харькове пару лет назад на крупнейшем украинском рынке «Барабашова» работал «фирменный магазин» Hugo Boss.
Однако в головных офисах этих компаний о своем присутствии в Украине не знают. У мебельного гиганта IKEA есть земельный участок в Одессе, но никаких планов по его освоению нет. Сейчас шведы рассматривают в качестве перспективы для развития рынки Индии и Южной Кореи.
По словам юристов, нарушение прав на торговую марку — не редкость в Украине, но чаще всего используют максимально похожие на оригинальные торговые знаки.
Сила Adibass
В странах со слабой экономикой нередко нарушают права интеллектуальной собственности путем использования раскрученных брендов.
«За счет их высокой узнаваемости нарушители рассчитывают на более высокие продажи с минимальными затратами на рекламу», – пояснил управляющий партнер патентно-юридического агентства «Дубинский и Ошарова» Михаил Дубинский.
В таких случаях стараются использовать бренд той компании, которая еще официально не выходила на рынок. «В этом случае меньше рисков. Банально правообладатель торговой марки просто может не знать о том, что его права нарушены. Или не будет их отстаивать в суде, так как не получает ущерба в виде потери доли рынка или своей репутации», – поясняет эксперт.
Однако точное копирование бренда встречается все реже – сейчас используют торговые знаки высокой степени схожести с оригиналом, отмечает Михаил Дубинский.
«Такая ситуация характерна для рынков, нацеленных на конечного потребителя. К примеру, в ресторанном сегменте самым ярким примером было открытие в 2009 году украинской сети ресторанов быстрого питания McFoxy в непосредственной близости от McDonald’s. Тогда многие потребители подумали, что это подразделение американской сети», – отмечает гендиректор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. Помимо этого очень часто в точках продаж шаурмы можно увидеть торговый знак McDonald’s, только с перевернутой буквой М, — приводит еще один пример Михаил Дубинский.
Подделывают и украинское
Кроме зарубежных брендов копируют и украинские марки.
«Например, открывается ресторан по франшизе. Работает год, а потом добавляет в название слово или меняет буквы, сохраняя созвучие. А дальше такой предприниматель работает самостоятельно», – рассказывает Ольга Насонова.
Но если мировым ритейлерам удается отстоять свои права, то отечественным компаниям это удается с трудом. Даже в случае положительного для них решения суда проигравшая сторона отказывается его исполнять. К примеру, такая ситуация была с компаниями «Вареничная Победа» и «Вареничная Катюша», когда первая выиграла суд, а вторая до сих пор игнорирует его решение.
В Украине действует частное право, согдасно которому правообладатель самостоятельно отслеживает нарушение его прав собственности и решает эти вопросы через суды. Законодательно в Украине права владельцев торговых знаков защищены. Однако на практике дело обстоит иначе.
Та ну, ну как же это может быть в европейском государстве. Не наговаривайте.