На украинском рынке возник дефицит самых ходовых позиций водки торговой марки Nemiroff, рассказали «Капиталу» сразу три дистрибьютора алкогольной продукции. Розница не получает необходимого количества водки, отмечает замдиректора по общим вопросам Торгового дома «Поляков» Сергей Мельник.
«На полках магазинов можно наблюдать слабую заполняемость позиций Nemiroff», — говорит он. Категорийный менеджер алкогольных и безалкогольных напитков продовольственной сети «Брусничка» Владимир Шалыгин подтверждают, что им поставляют меньше необходимого количества водки Nemiroff литражом 0,5 л, 0,7 л и 0,25 л.
Проблемы с поставками наблюдаются и в сегменте HoReCa, говорит директор дистрибьюторской компании «Айленд» Олег Зубец. И добавляет, что больше всего не хватает напитков в бутылках 0,5 л.
«Они являются лидером по продажам в HoReCa», — поясняет эксперт. Он добавляет, что многие посетители заказывают водку в бутылках, а не в графине. Они хотят убедиться в том, что продукция качественная.
Бутылок не хватает
У возникшего дефицита две причины: это конфликт между акционерами водочной компании Александром Глусем с одной стороны и Яковом Грибовым и Анатолием Кипишем с другой, а также вызванные этим проблемы с тарой, говорит Сергей Мельник. Проблему с нехваткой бутылок подтверждает и владелец 25,04 % акций компании Nemiroff Holdings Limited Александр Глусь.
«Основной причиной недопоставок продукции в дистрибьюторские сети стал дефицит бутылки штофного ряда (Nemiroff Original емкостью 0,5 л)», — считает он.
ДП «УВК Nemiroff», контролирующая украинский бизнес холдинга Nemiroff, объясняет дефицит тары блокированием поставок комплектующих от поставщиков.
«Что касается производителей тары и колпачка, то еще в феврале прошлого года владелец интеллектуальной собственности группы Nemiroff Intellectual Property Establishment уведомил всех поставщиков о том, что поставка комплектующих незаконна», — говорит генеральный директор «УВК Nemiroff» Юрий Сорочинский.
По словам Сорочинского, лицензионный договор с ДП «УВК Nemiroff» был досрочно расторгнут в январе 2012 г. из‑за нарушений его условий со стороны украинского предприятия. Яков Грибов утверждает, что «УВК Nemiroff» выставлена претензия на более чем $ 19 млн за неуплату роялти с 2011 г. до момента расторжения договора.
«Поскольку поставщики стеклотары и колпачка продолжали по заказу экс-менеджмента УВК незаконно использовать интеллектуальную собственность группы, коей является и тара, Nemiroff Holdings Limited обратился в суды. В результате разбирательств счета производителей колпачка и стеклотары в Украине арестованы. На данный момент мы в переговорах с поставщиками ищем устраивающее и Nemiroff, и поставщиков мирное решение», — подчеркивает Юрий Сорочинский.
Председатель совета директоров компании Nemiroff Александр Глусь считает, что в данной ситуации на УВК осуществляется давление с целью остановки его работы. По его мнению, таким образом другие акционеры пытаются выдворить его из компании.
«Финальный итог этих действий остается вот уже 2,5 года неизменным — мой выход из состава акционеров недорого, а еще лучше даром», — отметил он.
Глусь настаивает на том, что ДП «УВК Nemiroff» владеет всеми надлежащими правами на все торговые марки и промышленные образцы, используемые компанией.
«Подтверждение этому — заключенные лицензионные договоры и полученные свидетельства на промышленные образцы и торговые марки», — заявил он.
«Единственный легитимный производитель продукции под маркой Nemiroff в СНГ, включая Украину — ООО «НЕМИРОФФ Водка Рус», — напоминает Грибов. — В конце августа суд запретил ДП «УВК Nemiroff» производство продукции под маркой Nemiroff до получения разрешения от Nemiroff Intellectual Property Establishment».
Nemiroff может умереть
В случае если перебои с поставками продлятся еще пару месяцев, ресторанный сегмент, скорее всего, откажется от водки Nemiroff, заменив ее конкурентными позициями, уверен Олег Зубец из «Айленда».
«Если проблемы появятся, будем торговать водкой другого нашего системного партнера — компании «Национальные алкогольные традиции» («Хлібний Дар», Rada, «Цельсий». — «Капитал»)», — говорит директор по маркетингу компании «Пицца Челентано Киев» Антон Белецкий. Аналогичная ситуация может наблюдаться и в рознице.
«Водка — это взаимозаменяемый продукт», — говорит Владимир Шалыгин из «Бруснички». Он поясняет, что покупатели приобретут напиток других торговых марок — «Хлібний Дар», «Хортица» или Medoff.
Проблемы есть уже сейчас: если в прошлом году марка Nemiroff лидировала на украинском рынке, то к настоящему времени она скатилась на второе место, уступив первую позицию водке «Хлібний Дар» (см. диаграмму).
Стабильность поставок на падающем рынке и рост количества брендов — основной фактор, позволяющий сохранить долю компании на рынке, говорит Олег Зубец. «Ни одна марка водки по отдельности не показывает роста продаж уже второй год, кроме тех, что были запущены в 2013 г.: «Перепёлка», «Плакучая Ива», — говорит коммерческий директор «Ритейл Групп» («Велика кишеня», «ВК SELECT», «ВК Експрес») Дмитрий Каширин.
Продажи, отмечает эксперт, размываются между растущим количеством торговых марок производителей, которых стало на 220 % больше по сравнению с 2008 г. «Если проблемы внутри Nemiroff не решатся в ближайшие месяцы, бренд просто может умереть», — прогнозирует Зубец.
Сейчас компания располагает достаточными объемами складских запасов, чтобы обеспечить поставками заведения HoReCa, говорит Глусь. «В любом случае, как и розница, HoReCa получит продукцию в необходимом объеме до конца сентября», — подчеркивает он.
«Для работы в Украине в составе группы Nemiroff создана отдельная структура — компания «ЛВН-Трейдинг», которая заменила ДП «УВК Nemiroff», — говорит Юрий Сорочинский. Он отмечает, что в этой компании уже работают все бывшие ключевые сотрудники ДП «УВК Nemiroff». ЛВН-Трейдинг» уже получила оптовую и импортные лицензии на торговлю алкогольными напитками, отметил Юрий Сорочинский.