Одна из актуальных тем — добровольное медицинское страхование. Первый и наиболее частый вопрос, который задают застрахованные — почему их записали на консультацию в ту или иную клинику, почему не предложили брендовую или клинику, расположенную близко к дому. Стоит начать сначала.
После того, как вы или ваш работодатель заключили договор медицинского страхования, разберитесь, какие клиники и по каким видам помощи предусмотрены вашей программой страхования. Для этого посмотрите описание программы и класс клиник, указанный для вашей программы. После этого откройте приложение, посвященное базе лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), или зайдите в Интернет на его электронную версию (некоторые компании уже стали давать доступ застрахованному лицу к электронной версии) и посмотрите, какие именно клиники вам предлагают. Будьте внимательны: проверьте, нет ли франшиз, а если есть, каков их размер.
Иногда HR-служба компаний-работодателей не предоставляет застрахованным сотрудникам доступ к договорам и приложениям, а предлагает памятку. В таком случае необходимо попросить список ЛПУ. Обратим ваше внимание еще на один момент. Часто в программе страхования отдельной строкой описывают помощь ведущих специалистов. Обязательно убедитесь, что у вас не стоит франшиза на эту категорию врачей. Этот момент особенно актуален для программ, в которых предусмотрены брендовые клиники, так называемых VIP-программ.
Итак, вы выяснили, какие же именно клиники предусмотрены вашей программой. Следующий этап — обращение в ассистанс. Если вы четко понимаете, в какую именно клинику хотите, и она предусмотрена списком ЛПУ по вашей программе, то при обращении сразу говорите, что хотите именно в эту клинику и уточняйте, что она предусмотрена вашей программой страхования. Вы имеете на это право по договору.
К сожалению, брендовые клиники не всегда могут (и хотят) оказать помощь по некой узкоспециализированной проблеме, например, серьезной нейрохирургической травме у ребенка. В таком случае, нужно соглашаться на тот вариант, который возможен, а уже потом искать способ «переехать» в частную или брендовую клинику. Иногда врач-координатор перезванивает и сообщает, что в клинике, которую вы запросили, нет возможности организовать помощь, но предлагает альтернативы. Если альтернатива кажется вам разумной и приемлемой — соглашайтесь. Однако, не лишним будет самостоятельно позвонить в клинику и убедиться, что там действительно не могут вас принять. Если же обнаружится, что такая возможность есть, можете записаться, а после набрать ассистанса. Сообщить, что вы уже записались в клинику и попросить гарантировать этот визит.
Бывают ситуации, когда вам необходимо получить помощь в клинике, которой нет в списке страховой компании. К сожалению, существуют клиники, которые вообще не работают со страховыми компаниями. Но в обоих случаях это — возможно. В такой ситуации вы в первую очередь звоните в ассистанс, ставите в известность, что собираетесь посетить именно это ЛПУ, и у вас есть основания получить помощь именно там. Предупредив страховую компанию, вы имеете право получить помощь и подать документы на возмещение самостоятельно потраченных средств, если в этом действительно была необходимость.
Список документов и консультацию по процедуре подачи этих документов с заявлением на возмещение в большинстве случаев вы сможете получить в HR-департаменте или у брокера.
Мы не будем подробно описывать процедуру возмещения самостоятельно потраченных средств, лишь обратим внимание на несколько важных моментов. Обязательно уведомляйте страховую компанию о происходящем. Удостоверьтесь, является ли ваша ситуация страховым случаем. И, наконец, будьте аккуратны с документами, подтверждающими расходы. Самая же распространенная ошибка в подобных случаях — это оплата услуг в виде «благотворительных» взносов, которые любят получать некоторые клиники. Помните: такие расходы не покрываются страховой компанией!
Еще стоит обратить внимание на то, что список ЛПУ динамичен для большинства компаний. Поэтому рекомендуем этот вопрос периодически «мониторить». Если вы влияете на условия договора в моменте его подписания, рекомендуем закреплять список приложением, которое подписывается обоими и отдельно оговаривать невозможность изменения этого списка в одностороннем порядке страховой компанией.
В заключение — еще один важный совет: если вы обращаетесь за помощью с легкой проблемой, можете выбирать клинику, исходя ее престижа, уровня сервиса, комфортности и тому подобных критериев. Если же вы столкнулись с серьезным заболеванием, то сначала ищите врача с рекомендациями, специалиста, которому сможете довериться, а уже потом определяйтесь, где именно вам будет оказана помощь — ведь нередко высококлассные врачи работают сразу в нескольких клиниках. В первую очередь исходите из варианта наилучшего решения вашей проблемы, а если ее удастся решить еще и в хороших условиях клиники — это успех. В любом случае, помните о своих возможностях, зафиксированных в договоре страхования, и о праве ими воспользоваться.