Согласно официальным данным на Донбассе наступило затишье; более того, в последние дни в зоне АТО украинские военнослужащие не несли потерь, что вновь дало надежду на перевод процесса в русло политического урегулирования. И сегодняшняя (1 сентября) видеоконференция Трехсторонней группы эту надежду подтверждает.
К сожалению, в ходе вроде бы политического процесса кровь пролилась, причем, в тысяче километров от зоны АТО — под Верховной Радой, голосовавшей в первом чтении за внесение поправок в Конституцию, которые предусматривали децентрализацию и...
Наверное, на сегодня, в этом месте троеточие наиболее уместно. Ибо недовольные радикалы утверждают, что поправки (и переходные положения) предусматривают de facto автономный/федеративный статус Донбасса, а Президент и спикер ВР, что «никакого особого статуса для Донбасса не предусмотрено». В этом споре уже имеются трое погибших и десятки раненых...
Прежде всего, обратимся к пункту 11 ключевого документа под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений»: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года. (См. примечание)».
Таким образом, в рамках данных соглашений, Украина взяла на себя обязательство внести изменения в Конституцию Украины, согласно которым децентрализация будет проведена с учетом особенностей «отдельных районов» и — главное! — согласованная с представителями этих районов. Кроме того, «временный» особый статус «отдельных районов» должен стать «постоянным»...
В примечании же описаны рамки этого «особого статуса»:
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
Разумеется, Петр Порошенко, поджимаемый с одной стороны радикалами, но, в то же время, патронируемый Вашингтоном, исходит из того, что Минские соглашения, принятые Киевом в состоянии, близком к «Vae victis!» (горе побежденным), могут быть пересмотрены как в ходе переговорного процесса, так и методом «свершившихся фактов».
Например, очевидно, что конституционные поправки уже не могут быть изменены, они могут быть либо проголосованы во втором чтении тремястами голосами депутатов, либо нет. Но, тут Петр Алексеевич попал на минное поле политических парадоксов: если радикалы не верят словам Президента о том, что в конституционных поправках не предусмотрен особый статус Донбасса, то представители самопровозглашенных республик (и, разумеется, поддерживающая их Москва) в данном конкретном случае ему верят. И взывают к «Pacta sunt servanda!» (Договора должны исполняться).
Ближайшим камнем преткновения (или очередной политической миной) должны стать местные выборы, назначенные Киевом на 25 октября. Однако, Донецк запланировал свои местные выборы на 18 октября, Луганск — на 1 ноября; Киев, устами Президента, в ответ поставил вопрос ребром — сначала выборы по украинскому закону, затем — голосование во втором чтении поправок в Конституцию.
1 сентября последовало развитие заочного диалога: на видеоконференции представитель «ДНР» Денис Пушилин заявил, что привез на переговоры предложения: поправку в статью 10-ю Закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», которая реанимирует закон и проект Закона о выборах от самопровозглашенных республик. Была, также, заявлена готовность обсудить предложения Киева и ОБСЕ для синхронизации выборного законодательства.
Здесь важно отметить, что представители самопровозглашенных республик (и Москва) не стали критиковать поправки в Конституцию, а предложили принять закон об Особом статусе Донбасса, что, кстати, не противоречит принятым поправкам (переходным положениям) и Закон о выборах.
Как показало голосование по поправкам в Конституцию, у Президента имеется большинство «с запасом» в составе БПП, «Народного фронта», «Оппозиционного блока», «Воли народа» и «Возрождения» для обеспечения минского процесса, в т.ч. — для принятия закона о выборах в «отдельных районах» ad hoc (Для данного случая).