Страховщики в первом полугодии собрали на четверть больше премий, чем за аналогичный период прошлого года — 13,4 млрд грн. Чистые премии (без учета перестрахования) выросли на 40% — до 12,2 млрд грн.
Такие данные приводит ренкинг Insurance TOP. Его статистика свидетельствует о том, что первая двадцатка игроков рискового страхования стремительно наращивает долю рынка — в первом полугодии на топ-20 рисковых страховщиков пришлось 5,9 млрд грн. премий, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года (4,5 млрд). На вторую двадцатку компаний пришлось 1,3 млрд грн., на третью — 0,5 млрд грн премий.
Из первой очереди
Лидером второй квартал подряд выступает «Уника». Компания не только собрала почти 0,6 млрд грн премий, но и увеличила сборы по сравнению с прошлым годом почти на 60%. Чуть меньше темпы роста у второй по величине компании «АХА Страхование» — почти 50%. Ее сборы составили чуть больше 0,5 млрд грн. «Такие темпы свидетельствуют об удачной маркетинговой политике компаний», — считает предправление «Украинской страховой группы» Павел Нельга. Его компания также входит в десятку лидеров (0,3 млрд грн), но рост у нее более скромный — 16%.
Самый высокий прирост премий продемонстрировала «дочка» польской страховой компании PZU — свыше 70% — до 345 млн грн. «За счет диверсификации портфеля не только по видам страхования, но и по каналам продаж, — рассказал „Капиталу“ глава правления PZU в Украине Мачей Шишко, — К примеру, на 58% увеличила объемы продаж наша агентская сеть. Почти в 2,5 раза увеличились объемы интернет-продаж и на 54% выросли премии в корпоративном канале».
Эксперты объясняют рост премий у топ-20 страховщиков перетеканием бизнеса в эти компании. «Сейчас доверяют в основном крупным компаниям и тем, у которых есть иностранный капитал, — говорит глава набсовета компании „ВУСО“ Александр Шойхеденко, — Кроме того, у крупных компаний большая доля корпоративных продаж. А корпоративный рынок падает медленнее, чем розничный».
Рекордные 330%
Если стремительный рост премий у лидеров не вызывает вопросов, то резкое увеличение сборов у небольших и средних компаний — наоборот. К примеру, компании «ХДИ Страхование», «Альянс», «Киев Ре», «Доверие и Гарантия», «Мега Гарант» увеличили сборы премий в два раза, «Аско-Медсервис» и «Украинский страховой капитал» на 200%, а компания «Здорово» — на 330%.
«В каждом случае нужно разбираться, за счет каких видов страхования произошел рост. Например, небольшая компания может заключить договор с крупным предприятием по медицинскому страхованию и у нее резко вырастет объем премий», — предполагает гендиректор компании «Мега-Полис» Александр Бондарь.
Но эксперты сомневаются в том, что крупные корпоративные клиенты, особенно с иностранным капиталом, будут сегодня заключать договоры с небольшими страховщиками. «У многих компаний большой рост премий из-за девальвации гривни, так как у них в портфелях преобладают виды страхования, „привязанные“ к валюте: авиационные риски, „Зеленая карта“, КАСКО и ДМС. Валюта резко подорожала в этом году, вот и выросли объемы премий», — считает предправления компании «Арсенал-Страхование» Сергей Авдеев.
Руководитель «Аско-Медсервис» Татьяна Павлюченко объяснила двукратный рост премий в своей компании преобладанием в портфеле «автогражданки», которая в этом году подорожала на треть. «У других компаний более сбалансированный портфель, но на фоне уменьшения покупательных возможностей украинцев, добровольные виды страхования дали спад премий», — говорит Павлюченко.
А вот в компании «Здорово» не прокомментировали рекордный в первом полугодии рост премий. Некоторые эксперты не исключают, что резкое увеличение размера сборов у ряда страховщиков связано со схемами по выводу средств из экономики.
Арьергард страхования
Первая половина года не для всех страховщиков оказалась удачной. Упали объемы премий у таких известных компаний, как «Альфа Страхование» (-26%), «Нефтегазстрах» (-48%), «Allianz Украина» (-52%), «Аско-Донбасс Северный» (-25%). У каждой из них своя причина. Например, «Allianz Украина» в течение 2014-2015 гг. сворачивала розничный бизнес. «Аско-Донбасс Северный» пострадал из-за ситуации на востоке страны, где у компании много розничных клиентов. «Нефтегазстрах» потерял крупного клиента, а «Альфа Страхование» подвели торговые сети, с помощью которых в прошлые годы компания хорошо заработала.
«Сегодня все компании работают в условиях антикризисных стратегий, и у каждого страховщика они индивидуальные, — объясняет Александр Шойхеденко, — Одни компании увеличивают объём платежей, но жертвуют прибылью. Тем самым они наращивают клиентскую базу, но получают убытки. Другие компании, наоборот, делают ставку на рентабельность».
Эксперты не берутся прогнозировать, какие страховые компании больше всего пострадают в этом году. «Очень много факторов повлияло на рынок — девальвация гривни, политические риски, потеря клиентов в Крыму и на Донбассе. Страховщики ищут возможность выжить в кризисный период, поэтому „турбулентность“ рынка будет высокой, как минимум, до конца года», — считает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
А Александр Бондарь видит в этом даже позитив: «Как в старые добрые времена страховщики начали общаться с клиентами напрямую, а не через банки или автосалоны. И стали думать о том, чтобы заработать „по копеечке“, продавая недорогие продукты массовым клиентам». Это, по его мнению, и является настоящим страхованием.