Вчера Верховная рада приняла закон о приведении госзакупок в соответствие с международными стандартами. За этот документ, поданный в парламент Кабинетом министров, проголосовал 251 народный депутат. Принятие закона — по большей части заслуга общественных организаций и Министерства экономического развития и торговли.
«Это один из двух ключевых законов, которые обеспечивают правовую основу для реформы системы госзакупок. Цель реформы — победить коррупцию в тендерах, а для этого необходимо перевести все торги в прозрачную электронную форму», — напоминает заместитель министра экономического развития Максим Нефьодов.
Среди ключевых пунктов законопроекта № 2087а он выделяет следующие:
Компании-участницы тендера будут обязаны раскрывать конечных бенефициаров.
Все данные о предложенных условиях и ценах должны быть общедоступны.
Запрещено обжаловать торги в последний день перед раскрытием предложений, что сделает невозможным распространенный ныне метод срыва торгов.
Снимаются лишние бюрократические барьеры: полный пакет документов нужно будет подавать только компании-победителю, а не всем участникам, как было ранее.
«Это соответствует европейской практике self declaration — участник заявляет, что он соответствует требованиям, и этого достаточно для участия в торгах. Таким образом, даже небольшая компания сможет подаваться на несколько тендеров одновременно без лишней бумажной волокиты. А документы готовить только в случае победы», — поясняет Нефьодов.
Триединая реформа
Старший аналитик Transparency International Виктор Нестуля считает, что главные законодательные новшества можно разделить на три блока: антикоррупционные новации; дерегуляция и упрощение доступа бизнеса к госзакупкам; приведение украинского законодательства в соответствие международным стандартам.
Среди антикоррупционных инициатив эксперт выделяет обязательную проверку конечных бенефициаров компаний-участников; условие о том, что при раскрытии предложений демонстрируется документ, в котором указывается информация о цене; а также то, что все протоколы оценки предложений должны публиковаться на веб-портале. Кроме того, участник получает право обратиться к заказчику за детальным разъяснением причин его дисквалификации или отклонения предложения. Вводится право исправления формальных ошибок.
Среди дерегуляционных новаций — введение принципа постквалификации. Как говорилось выше, это означает, что только участник, который по своему ценовому предложению определен победителем тендера, предоставляет все необходимые справки. При этом заказчик не имеет права требовать те справки, которые он может сам получить из открытых реестров. Функция мониторинга переходит от Минэкономики к Госфининспекции; при этом последняя не имеет права вмешиваться в проведение процедур закупки.
По международным стандартам законопроект вводит ценовые пороги для публикации объявлений о закупках на английском языке: для товаров и услуг — 133 000 евро, для работ — 5,15 млн евро. Кроме того, в случае если закупка носит международный характер, строк подачи предложений увеличивается до 40 дней.
Тендер с открытым забралом
«Очень важная поправка — право исправления формальных ошибок. Конечно, это не обязанность, и заказчик может таким правом не пользоваться. Но когда мы будем иметь случаи дисквалификации предложений с более выгодной ценой из-за отсутствия каких-то подписей/печатей или номеров страниц — здесь уже заказчику не отвертеться. Ведь если он заинтересован в экономии и эффективности, он таким правом непременно воспользуется», — уверен Виктор Нестуля.
Александр Пинчук, управляющий партнер АО «Правовая группа «Доминион», среди плюсов нового законодательства выделяет исключение блокировки госзакупок путем подачи иска в суд и открытия судебного производства. Также позитивом он называет упрощение участия в процедурах закупки и возможность внесения изменений в запрос ценовых предложений.
Помимо этого, предложения участников более не являются конфиденциальной информацией — она должна быть размещена на веб-портале. «При этом участник, не оказавшийся победителем, имеет право запросить, а заказчик обязан на протяжении пяти дней предоставить более детальную информацию о предложении победителя. Также решение комитета конкурсных торгов теперь будет оформляться с указанием результатов поименного голосования членов комитета», — подчеркивает управляющий партнер юридической фирмы Kosovan Legal Group Анатолий Косован.
Из важных новшеств юристы также выделяют требование к участникам о наличии в едином реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей информации об их конечных бенефициарных собственниках. «В то же время, к сожалению, документ не содержит ответственности за невыполнение заказчиком оговоренных обязательств. Также бизнесу известен не один способ, как избежать указания в упомянутом реестре конечного собственника», — констатирует Косован.
Кроме того, новый закон гармонизирует законодательство о госзакупках с европейским, что потенциально должно открыть украинским компаниям выход на новые рынки. «Украина сегодня находится на заключительном этапе переговоров о присоединении к GPA WTO. Потенциально наши предприятия могут получить доступ на рынок госзакупок 48 стран мира, объем которого составляет $1,7 трлн. Законопроект исправил формальные несоответствия. Как раз сегодня группа МЭРТ находится в Женеве и убеждает членов GPA поддержать Украину», — рассказывает Нестуля.
Дальше — больше
В самом МЭРТ надеются, что в скором времени украинские производители смогут участвовать в гостендерах крупнейших экономик мира — США, Канады, Сингапура и т.д. «Это — самый простой путь для украинского экспорта. Ведь принять участие в зарубежном гостендере — в разы быстрее, дешевле и проще, чем пробивать себе путь на полку в зарубежном супермаркете. Достаточно будет просто выбрать соответствующий тендер через интернет и оформить заявку», — поясняет масштаб перспектив Нефьодов.
Открывающиеся возможности, по словам аналитиков, способны подхлестнуть бизнес к дальнейшему развитию. «Всем известно, что интерес бизнеса к участию в торгах не очень высок. В том числе это связано и со сложностью подготовки документов. Принцип постквалификации и проверки справок непосредственно заказчиком значительно упрощает этот процесс. Мы ожидаем роста конкуренции в среднесрочной перспективе», — говорит Нестуля.
Помимо возможной экономической экспансии украинских производителей, эксперты ожидают от этих законодательных инициатив как позитивного влияния на бюджет, так и сокращения коррупционной составляющей. На данный момент в МЭРТ оценивают убытки от коррупции и неэффективного использования средств в 20% от годового объема закупок. В ценах 2014 года госзакупки составили около 250 млрд гривен.
«По приблизительным подсчетам, около 10%, или 25 млрд гривен — это прямая коррупция. То есть хотели украсть, и украли. Еще 25 млрд гривен — это ориентировочные потери от неэффективного проведения закупок. Когда украсть, может, и не хотели, но так небрежно проводили закупки, что потратили много денег, — объяснял накануне голосования закона Максим Нефьодов в интервью СМИ. — Отсюда и ориентировочная сумма потерь — и, соответственно, потенциальной экономии — в 50 млрд гривен в год. Однако она может оказаться как меньше, так и больше».
В МЭРТ также говорят, что второй законопроект, необходимый для успеха реформы — «Об электронных (публичных) закупках» — вскоре будет подан в парламент. «Он обеспечит полномасштабный переход на электронную систему госзакупок ProZorro, которая сегодня успешно реализуется в пилотной версии. Принятие этих законов позволит начать перевод всех государственных заказчиков — министерств, ведомств, госкомпаний, коммунальных предприятий и т.д. — на электронную систему», — прогнозирует Нефьодов. «Этот закон должен обеспечить полный переход всех закупок в стране на электронный формат. От него и его выполнения будет зависеть, насколько антикоррупционным, как его называют, будет принятый закон о госзакупках», — считает Александр Пинчук.
Гладко на бумаге
В то же время эксперты отмечают, что в новом законодательстве появились и новые — достаточно неоднозначные — положения. «Устанавливается, что Кабинет министров будет определять порядок выдачи некоего единого документа, который подтверждает соответствие участника процедуры требованиям ч.ч. 1 и 2 ст. 17 закона. На данный момент факт соответствия подтверждается либо заявлениями самого участника, либо копиями внутренних документов. Что же это будет за новый единый документ и какую цель он преследует — не совсем ясно», — указывает старший юрист юридической фирмы «Антика» Александр Третьяков. По его словам, есть опасения, что на практике это выльется в очередную «кормушку» для избранных организаций, и данный документ будут в добровольно-принудительном порядке требовать во всех процедурах закупки.
В целом эксперты позитивно оценивают изменения, однако не исключают, что ряд моментов может привести к новым злоупотреблениям на рынках закупок. «Прогнозировать однозначный успех достаточно сложно. Любое упрощение в требованиях может быть использовано как возможность для злоупотреблений. Так же, как и увеличение стоимости предметов закупок, подлежащих регулированию данным законом. Даже самые прогрессивные изменения в законодательстве не дадут желаемого и столь ожидаемого нами результата без смены лиц, которые применяют данные законы, и их подходов», — резюмирует Косован.
«Принятие закона — достаточно положительный фактор, однако о его влиянии на практическую сторону проведения госзакупок судить еще рано. Вместе с тем одно является очевидным уже сейчас: каких-либо кардинальных реформ и реального приведения этой сферы в соответствие с мировыми стандартами ожидать пока не следует», — предупреждает Третьяков.