Несмотря на то что правительство отозвало проект госбюджета-2016 сразу же, после того как подало его в Верховную раду, Минфин решил соблюсти нормы Бюджетного кодекса и обнародовал документ. Разработанный на старой налоговой базе главный финансовый документ страны предусматривает рост доходов и расходов общего фонда бюджета в пределах 6-7%. Налоговые поступления вырастут на 19,5%.
Правоохранительный и оборонный блоки могут получить более 88 млрд грн, что на 6 млрд грн больше, чем в 2015 г. В то же время социальные выплаты работающим пенсионерам, дополнительные гарантии защиты прав граждан, проживающих на территориях проведения АТО, будут ограничены, а действие пониженной ставки ЕСВ — приостановлено.
Цифры в народ
Министерство финансов все-таки решилось обнародовать проект бюджета на 2016 г., который правительство подало в Верховную раду 14 сентября. Как известно, через несколько часов документ был отозван по причине необходимости его доработки. Госбюджет-2016 был сверстан на основе действующей налоговой базы и согласованных с МВФ макропоказателей роста реального ВВП на 2% и инфляции в 12%. В то же время, с сегодняшнего дня в Украине начала работу миссия МВФ по пересмотру программы о расширенном финансировании. Не исключено, что в результате макропрогнозы будут пересмотрены, а в парламент будет подан проект бюджета без учета налоговых изменений.
Напомним, даже в правительстве не исключают, что налоговая реформа не будет носить глобальный характер, как планировалось изначально, а лишь точечный, чтобы избежать рисков снижения доходной части казны.
Поданный изначально законопроект предполагает рост доходов общего фонда на уровне 6,7% (до 524,7 млрд грн), расходной части — на 7% (до 593,9 млрд грн). Предельный объем дефицита госбюджета-2016 составит 79,17 млрд грн или 3,5% от ВВП. Госдолг предусмотрен на уровне 1,5 трлн грн, что на 175 млрд грн больше, чем в текущем году. Предоставление госгарантий планируется практически на уровне 2015 г. — 25,7 млрд грн. Социальные стандарты: прожиточный минимум для нетрудоспособных и минимальная зарплата — к 1 декабря 2016 г. составят 1208 грн и 1550 грн соответственно. Таким образом, за год соцпараметры вырастут на 12,4%.
«Предлагаемое увеличение не будет ощутимо, ведь цены растут быстрее. Но учитывая нынешнюю ситуацию, многих депутатов это удовлетворит, — отметил первый замглавы парламентского комитета по вопросам бюджета Василий Амельченко (Радикальная партия). — Увеличение почувствуется, если поднять соцпараметры вдвое».
Где возьмем, на что потратим
Доходная часть казны рассчитана с учетом роста налоговых поступлений в 19,5% или на 76,8 млрд грн. Минфин прогнозирует, что в общий фонд будет перечислено 470,7 млрд грн. Ожидается, что наибольшими темпами будут расти поступления от внутреннего НДС — на 51,6% (до 140,3 млрд грн). При этом возмещение НДС предусмотрено на уровне 85,5 млрд грн, что на 27,4 млрд грн больше, чем в плане на текущий год. Также ожидается, что на 26,5% вырастут отчисления по импортному НДС, на 28,8% — по акцизному налогу с произведенных в Украине товаров, на 18,8% — по налогу на прибыль.
Кроме того, заложены и новые поступления. Рентной платы при добыче янтаря планируется получить в объеме 1,4 млрд грн, платы за лицензии на проведение и организацию азартных игр, букмекерской и лотерейной деятельности — 1,7 млрд грн. «Доходы учитываем в бюджете. В Налоговом кодексе уже все есть. Нет только законов, которые регулируют это, — рассказал источник РБК-Украина в Кабмине. — Налоговый кодекс пойдет отдельным пакетом, его еще не „заслали“ пока. Но в доходах все учтено».
Что касается расходной части госбюджета-2016, то, как и обещал Кабмин, финансирование правоохранительной и оборонной сферы будет увеличено на более, чем 6 млрд грн. Минобороны может получить 47,18 млрд грн (рост на 5,2%), львиная доля средств — 39,39 млрд грн — пойдет на обеспечение деятельности Вооруженных сил и подготовку войск. МВД может рассчитывать на 34,13 млрд грн (+12,2%), при этом Нацгвардия дополнительно получит всего 300 млн грн (7,2 млрд грн).
«Мы будем просить о распределении средств между госорганами — МВД и Минобороны. По Минобороны, думаю, будем увеличивать финансирование до 70 млрд грн», — заверил член бюджетного комитета Олег Медуница («Народный фронт»).
На чем будем экономить
В проекте госбюджета Минфин, среди прочего, предусматривает сокращение социальных расходов. Дотация из госбюджета для Пенсионного фонда, по сравнению с 2015 г., сократится на 6,65 млрд грн. Однако по таким статьям расходов как компенсация предприятиям за мобилизованных сотрудников и адресная помощь переселенцам с территорий проведения АТО, расходы увеличатся, хоть и не значительно — на 670 млн грн (до 5,82 млрд грн).
Стоит отметить, что проектом бюджета, как и в текущем году, предусматриваются ограничения соцвыплат по целому ряду категорий. Речь, в частности, идет о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, ветеранов войны, шахтеров, медработников, судей. Все финансирование будет осуществляться, «исходя из наличия ресурсов государственного и местных бюджетов, а также бюджетов фондов общеобязательного государственного соцстрахования».
Также до 31 декабря 2016 г. продолжит свое действие норма об ограничении пенсионных выплат работающим пенсионерам. Она будет распространяться на судей, народных депутатов, чиновников. Также будет ограничен максимальный размер пенсии — десятью прожиточными минимумами.
Заключительными положениями проекта госбюджета-2016 также предусмотрены новшества. На следующий год будет приостановлено действие законов «Об индексации денежных доходов граждан» и «Об установлении дополнительных гарантий по защите прав граждан, проживающих на территориях проведения АТО». Также не смогут получить соцпомощь родственники погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников Национального антикоррупционного бюро. Сейчас законодательством предусмотрены одноразовые выплаты в размере десятилетнего размера зарплаты.
Стоит отметить, что решил Минфин отказаться и от действия понижающего коэффициента к ставке единого соцвзноса, введенного только в этом году. Чиновники неоднократно отмечали, что эффекта эта норма не дала, бизнес не стал массово выводить из тени зарплаты. «Если его не отменить, то будем иметь минус 52 млрд грн по доходам. Поэтому пока, до нового кодекса, никакого снижения», — подсчитали в правительстве.
Напомним, что налоговая реформа от Минфина предусматривает снижение ставки ЕСВ с 35% в среднем до 20%. Налоговый комитет отрабатывает версию снижения также до 20%, но с параллельным пересмотром ставки налога на доходы физлиц — с 15-20% до 10%.
Члены бюджетного комитета оказались удивлены тем, что Минфин обнародовал отозванный законопроект, ведь официально в комитет документ так и не заходил, а соответственно, депутаты еще не успели ничего обсудить. Что он предусматривает, многие нардепы также не знают и пока затрудняются говорить о том, на увеличении каких расходов они будут настаивать.
В то же время в правительстве жестко стоят на своем: дополнительных доходов нет, бюджет сбалансирован, поэтому удовлетворять «хотелки» чиновники не будут. В качестве иллюстрации напомним, что ранее распорядители бюджетных средств увеличили свои запросы на 355 млрд грн. Минфин в ходе процесса работы на проектом бюджета, не удовлетворил ни одну заявку.