К началу февраля 2016 года компания Дмитрия Фирташа Ostchem должна окончательно погасить задолженность в размере 2,96 млрд грн перед НАК «Нафтогаз Украины». Эта сумма включает неоплаченные в 2009-2011 годах поставки газа на черкасский «Азот» и «Ривнеазот», входящие в структуру Ostchem, а также штрафные санкции.
Коболев услышал Фирташа.
Согласование графика расчетов Ostchem с «Нафтогазом», о котором стороны объявили на прошлой неделе, позволило разблокировать работу химзаводов, остановленных с конца мая текущего года. Компании Фирташа такой поворот событий позволит включиться в борьбу с зарубежными конкурентами, которые увеличивают свою долю на украинском рынке.
Компромиссные торги
Конфликт между Ostchem и «Нафтогазом» возник из-за того, что компания Фирташа отказывалась признавать задолженность своих азотных предприятий перед газовым монополистом, сформированную в 2009-2011 годах. Эти долги накопились еще до того, как Фирташ выкупил азотные предприятия, поэтому его топ-менеджеры принялись оспаривать правомерность требований НАКа в судах.
Факт задолженности у Фирташа не отрицали, но и с суммой этого долга не соглашались. По версии Ostchem, она не превышает 2-2,5 млрд грн. Согласно расчетам «Нафтогаза», долг как минимум вдвое больше, но конкретные цифры назывались разные: от 5-6 млрд грн до 7 млрд грн со всеми штрафными санкциями. В итоге, судя по официальным сообщениям сторон конфликта на прошлой неделе, «Нафтогаз» пошел на уступки Фирташу, чтобы закрыть вопрос.
В сообщении пресс-службы НАК от 25 сентября говорится, что вся задолженность черкасского «Азота» и «Ривнеазота» в 2,96 млрд грн, включая штрафные санкции и другие начисления, должна быть оплачена до конца января 2016 года. 24 сентября газовый монополист уже получил первый платеж от Ostchem в размере 385 млн грн, как того требует согласованный график погашения долга.
«Мы приветствуем конструктивную позицию Ostchem относительно урегулирования задолженности. Это соглашение позволит уменьшить дебиторскую задолженность группы перед „Нафтогазом“ и „Газом Украины“. В результате этого соглашения „Нафтогаз“ получит средства для закупки газа в зимний период. Погашение задолженности поможет сохранить рабочие места в химической отрасли и возобновить производство минеральных удобрений для украинских аграриев», — заявил предправления НАКа Андрей Коболев.
Первый замгендиректора Ostchem Олег Кикта подтвердил, что все вопросы по долгам компании перед структурами «Нафтогаза» закрыты, а поставки газа на заводы — разблокированы. Поэтому черкасский «Азот» и «Ривнеазот» возобновляют производство. А два других химзавода, входящих в Ostchem — горловский «Концерн «Стирол» и северодонецкий «Азот» — «могут начать работу исключительно после окончания антитеррористической операции и создания безопасных условий работы».
Кикта также уточнил, что Ostchem подписал с «Нафтогазом» 16 мировых соглашений, в рамках которых «долги конвертированы на приемлемых условиях, а суды... подтвердили их легальность». «Это означает, что взаимоотношения заводов Ostchem с ДК „Газ Украины“ и НАК „Нафтогаз Украины“ урегулированы. Газ, принадлежащий заводам, разблокирован, газоснабжение заводов возобновлено», — констатировал топ-менеджер Фирташа.
Антикризисная арифметика
И «Нафтогаз», и Ostchem в своих официальных сообщениях проигнорировали факт, что по итогам переговорного процесса компания Фирташа добилась существенного сокращения суммы долга для своих предприятий.
В этих сообщениях также не упоминается, что самым крупным должником перед «Нафтогазом» из всех четырех химзаводов Фирташа был концерн «Стирол» — его долг достиг почти 1 млрд грн. Еще около 600 млн грн задолжало «Нафтогазу» «Северодонецкое объединение «Азот», также принадлежащее Ostchem.
Но если «Стирол» сейчас оказался на временно оккупированной территории в зоне вооруженного противостояния с сепаратистами, поэтому стал, по сути, неподконтролен Фирташу, то северодонецкий «Азот» остается непосредственно под управлением бизнесмена. А значит, его 600 млн грн газового долга могли быть включены в график погашения перед «Нафтогазом». Но этого не произошло. Также северодонецкий «Азот» пока не возобновил работу после остановки в мае 2014 года.
Говоря об урегулировании спора с «Нафтогазом», в Ostchem не упомянули о долгах своих предприятий на Донбассе, сосредоточившись на тех заводах, которые могут быть оперативно загружены работой в осенний сезон — «Ривнеазот» и черкасский «Азот».
Важный технологический нюанс: только эти предприятия в структуре бизнеса Фирташа производят самое популярное удобрение в Украине — аммиачную селитру. Но именно сейчас, осенью, это удобрение мало востребовано, оно используется аграриями для подкормки растений преимущественно во время весенней посевной. Так что актуальность возобновления работы черкасского «Азота» и «Ривнеазота» для отечественного агропромышленного комплекса увеличивается с приближением этого периода.
«Нафтогаз» же получает выгоду от перемирия с Фирташем уже сейчас. Она состоит в том, что госхолдингу удастся получить наличные средства на приобретение газа в зимний период. Для НАКа, который испытывает острый дефицит собственных финансовых ресурсов и вынужден искать их у кредиторов, деньги от Фирташа станут хорошим подспорьем в закупках газа у «Газпрома» и трейдеров в странах ЕС.
История конфликта
Пик противостояния между группой Фирташа и «Нафтогазом» пришелся на конец мая 2015 года. Именно тогда Ostchem остановила «Ривнеазот» и черкасский «Азот», объяснив это давлением со стороны премьера Арсения Яценюка.
В апреле министр внутренних дел Арсен Аваков по представлению Печерского районного суда арестовал 500 млн куб. м газа в подземных хранилищах, принадлежащего компании Ostchem. Арест ресурса, являющегося сырьем для производства азотных удобрений, заблокировал работу заводов и привел к их остановке. Также был наложен арест на имущество заводов-должников, а их руководству запретили выезд за границу в связи с открытием судебного производства по подозрению в нанесении вреда государству.
В начале июня Арсений Яценюк резко осудил остановку предприятий Ostchem и пригрозил Фирташу их национализацией. «Эти заводы закрыты по той простой причине, что организованная преступная группировка должна государству 6 млрд грн. Если компании не рассчитаются за газ с „Нафтогазом“, они перейдут в госсобственность, и государство будет давать работу и в Ровно, и в Черкассах», — угрожал премьер.
Давление на Фирташа оказывало также Министерство аграрной политики. 3 сентября 2015 года его глава Алексей Павленко заявил об упрощении процедуры регистрации импорта минеральных удобрений, чтобы побороть их возможный дефицит из-за остановки заводов Ostchem. Также он сообщал о перспективе отмены действующих пошлин на российскую селитру в Украине, введения которых компания Фирташа с трудом добилась летом 2014 года.
Такие действия должны были заставить Ostchem поспешить с расчетами за газ и запуском заводов. Кроме того, наступали на пятки и конкуренты. За восемь месяцев текущего года импорт азотной группы удобрений в Украину вырос. «Например, поставки карбамида в Украину в январе-августе этого года превысили годичный объем прошлогодних поставок и достигли 144 000 тонн», — констатирует руководитель ИК «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук. По его наблюдениям, пустующий рынок занимают поставщики из Беларуси, Казахстана и Узбекистана.
Совокупность этих факторов в итоге привела к заключению «мировой» между Ostchem и «Нафтогазом», в чем у каждой из сторон имелся свой интерес.