Несмотря на некую стабилизацию ситуации в стране, украинцы продолжают отказываться от отдыха за границей. Подорожание туров за два года в три раза (в гривне) не могло не сказаться на предпочтениях соотечественников. При этом периодическое появление в продаже «горящих туров» не способствует активизации продаж. Ведь даже такие предложения остаются недоступными большей части любителей заграничного отдыха.
Милее берег родной
По итогам летнего сезона 2015 г., с апреля по сентябрь, организованный выездной туризм в Украине составил 700-800 тыс. человек. Об этом рассказал генеральный директор одного из крупнейших туроператоров TUI Ukraine Владимир Щупак. Тем самым падение турпотока, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составило 25-30%, считает он.
Директор по развитию туроператора TPG Валерий Паренчук также предположил, что в прошедшем летнем сезоне выездной организованный туризм составил около 800 тыс. человек.
По словам директора сети турагентств «Сезон отпуска» Екатерины Цулаи, сезон стал «плохим» для участников туристического рынка. Она объясняет это падением числа туристов и ухудшением их платежеспособности. «Часть туристов стала выбирать более экономные туры, а многие вообще решили отдохнуть на внутренних курортах или вовсе остаться дома», — отметила она.
Вместе с тем директор сети турагентств «Поехали с нами» Олег Кулик рассказал, что еще зимой ожидания относительно наступающего летнего сезона были даже более пессимистичными, чем все оказалось в реальности. Правда, и он отметил, что туристы стали выбирать более экономные туры, или сокращать продолжительность отдыха. «Люди стали меньше заказывать туры на 10 или 14 дней, а больше — на неделю», — уточнил он. При этом прошедшим летом было меньше предложений «горящих туров», нежели в летнем сезоне 2014 г., отметил Олег Кулик. Произошло это за счет более осторожного заказа авиачартеров туристическими операторами.
Европа манила меньше
По информации Владимира Щупака, в летнем сезоне текущего года больше всего украинцев поехало в Турцию. По его оценке, их число составило 350-400 тыс. человек, то есть примерно половина турпотока из Украины пришлась на курорты этой страны. Популярность Турции объясняется относительной ценовой доступностью, отсутствием виз для украинцев и слишком жаркой погодой в это время года у основного конкурента — в Египте.
Помимо этого, по оценке Владимира Щупака, в первую тройку стран по популярности среди украинских туристов в этом году попали Болгария и все тот же Египет. По его подсчетам, в Болгарию в прошедшем летнем сезоне съездили на отдых 100-150 тыс. туристов, а в Египет — около 100 тыс. Владимир Щупак отметил также рост популярности среди украинцев отдыха в Болгарии и Черногории, а падение — в Греции, Испании и Тунисе. Он объяснил увеличение спроса на Болгарию и Черногорию тем, что цены на отдых в этих странах существенно ниже остальных европейских курортов.
Падение же популярности Греции и Испании он объяснил тем, что в «шенгенских странах» стало сложнее получать визы, так как с июня они ввели сбор биометрических данных. Для этого туристам необходимо самостоятельно посетить визовые центры или консульства. Ранее они сдавали все необходимые документы в турагентства, работники которых сами занимались получением виз для туристов. В то же время падение спроса на поездки в Тунис объясняется учащением терактов в этой стране.
Слова гендиректора TUI Ukraine подтвердили и другие участники туррынка. Так, Олег Кулик рассказал, что в прошедшем сезоне спрос на туры в Грецию упал в 3 раза, в Испанию — в 2-2,5 раза. При этом он также отметил рост популярности Черногории и Турции, но падение — Болгарии.
По информации коммерческого директора туроператора «Натали Турс Украина» Иванны Чучман, в прошедшем летнем сезоне туристический поток в большинство стран Европы, как-то Греция, Испания и т. д., упал, по сравнению с летним сезоном-2014, на 50%. При этом она добавила, что еще больше — на 70% — он снизился в Объединенные Арабские Эмираты. Иванна Чучман объяснила снижение спроса на «эмиратское» направление более высокой средней стоимостью отдыха по сравнению с основным конкурентом — Египтом.
«Кроме того, среди причин — то, что никто из туроператоров в этом году не брал жесткие блоки кресел на рейсах в ОАЭ, то есть не был обязан продать туры в любом случае», — отметила она.
Цены вверх-вниз
Олег Кулик отметил, что средний чек (на двоих туристов) в летнем сезоне-2015 составил около 30 тыс. грн. Это примерно на 10 тыс. грн больше, чем в предыдущем сезоне. Вместе с тем, в долларах, по его словам, он упал примерно с $1500 до $1300-1400.
Немного отличается динамика в валюте в одной из крупнейших сетей турагентств. По данным начальника аналитического отдела «Сети агентств горящих путевок» Евгения Мандзюка, средний чек в летнем сезоне 2015 г. на одного туриста в Турцию составил $622, что на 24,2% меньше, чем в предыдущем сезоне. Кроме того стали более экономными туры и в Египет — их стоимость снизилась на 16%, до $525. Вместе с тем незначительно подорожала Болгария — на 5% (до 294 евро).
Кроме того, выросли в цене средние туры в Грецию (на 11,8%, до 709 евро), на Кипр (на 8,8%, до 729 евро), в Черногорию (на 22,1%, до 508 евро), в Испанию (на 1,6%, до 754 евро), в Доминиканскую республику (на 39,5%, до $1216) и ряд других направлений. В то же время средний чек упал по турам в такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты (на 0,3%, до $964), Шри-Ланка (на 10,7%, до $948) и др.
При этом Иванна Чучман заявила, что из-за низкой платежеспособности украинцев в наступающем зимнем сезоне не стоит ожидать роста организованного выездного туризма. Традиционное же лидерство в сегменте пляжного туризма останется за Египтом, уточнила она. «Это единственное „море“, которое сейчас могут себе позволить украинские туристы», — отметила Иванна Чучман.
Вместе с тем ОАЭ — основной конкурент Египта в борьбе за украинских туристов в зимний сезон — продолжит терять среди них популярность. «Я очень сомневаюсь, что нам удастся загрузить все рейсы», — признала Иванна Чучман. Первая и основная причина в том, что ОАЭ уже начали искать другие рынки для продажи той доли, которая раньше выделялась у них для туристов из стран СНГ, в том числе и из Украины, пояснила она. «Отели из ОАЭ стали искать клиентов в других, более платежеспособных странах. Поэтому, скорее всего, они не будут давать нам промо-тарифы на проживание и держать под нас номера», — с сожалением констатировала Иванна Чучман.