В Ялте в следующем году начнется комплексная реконструкция и модернизация порта, сообщает сайт Ялтинского городского совета со ссылкой на городского голову Сергея Илаша. Согласно сообщению, в 2014 г . планируется ремонт пассажирского терминала, реконструкция морского вокзала, административных зданий порта и причалов, дноуглубительные работы, строительство гидротехнических сооружений, улучшающих защиту акватории порта от штормов. «Вторым этапом реконструкции Ялтинского порта планируется реконструкция грузопассажирского портопункта, в ходе которой предполагается комплексное строительство современной яхтенной марины международного класса. Она будет включать создание полной инфраструктуры: яхтенные причалы, эллинги, отели, рестораны, кафе, зоны отдыха и развлечений, торговый центр, все виды снабжения и ремонта яхт», — уточняется в сообщении со ссылкой на Сергея Илаша.
В смс-переписке Илаш уточнил, что сейчас ведутся переговоры по модернизации порта с одним из крупнейших операторов Royal Caribbean. Общий объем инвестиции мэр Ялты не уточнил, но отметил, что приведение в порядок припортовой территории (фасадов, швартовых, современных колонок подачи электричества, воды и т.д.), плюс утилизация металлолома обойдется в 7 млн грн. Деньги на это могут поступить по линии Министерства инфраструктуры и Администрации портов Украины.
Надежды на круизы и яхты
Ялта – один из крупнейших курортных городов на Черном море, поэтому развивать порт следует в первую очередь как пассажирский, считает директор информационно-консалтингового «Центра транспортных стратегий» Сергей Вовк. По его мнению, в среднесрочной перспективе ожидается рост круизных перевозок в регионе на 10-15% до 70-80 тыс. человек. «Если подсчитать, что средний европейский турист, выходя на берег, тратит порядка 100-150 евро за один судозаход, то только прямые доходы для города потенциально могут составить около 7-10 млн евро в год», — считает Вовк. По его мнению, ключевой приоритет для Ялты – развитие портовой инфраструктуры, которая позволит принимать и обслуживать у причала крупные суда длинною свыше 300 метров (сегодня такие суда останавливаются на рейде, и перевозят пассажиров в город на катерах, что создает дополнительные неудобства).
Президент Ассоциации яхтсменов Черного моря Игорь Петров говорит, что сейчас в Ялте нет инфраструктуры для развития яхтенного туризма. По его словам, на черноморском побережье Украины современные марины (стоянка для яхт. — "Капитал") есть только в Севастополе и Балаклаве. "Как только в Ялте будет марина, она будет заполнена", — прогнозирует Петров.
Трудности и деньги
По оценке Петрова, инвестиции в модернизацию порта могут составить "сотни миллионов долларов". По его мнению, это будут не государственные средства, а инвестиции частного бизнеса. "Как правило, такие инвестиции окупаются в течение пяти лет. Это очень выгодно", — говорит он.
Среди трудностей, с которыми могут столкнуться при реконструкции порта, Игорь Петров назвал кадровую проблему. "Нужно, чтобы этим занимались не доморощенные специалисты, а профессиональны мирового уровня, у кого есть опыт проектирования яхтенного сервиса. Если это будут делать местные гидротехники, то из этого не выйдет ничего хорошего", — считает он. Кроме того, при реконструкции порта ее инициаторы могут столкнуться с земельными проблемами. Сергей Илаш сообщил "Капиталу", что остро стоит вопрос узаконивания отвода земли, отказавшись конкретизировать данную проблему.