В столице подвели итоги выборов. По официальным данным, на избирательную кампанию в Киеве политические партии потратили 286 млн грн.
Однако, как выяснил «Капитал», на самом деле на предвыборную гонку политики израсходовали как минимум втрое больше.
Официально: «Солидарность» потратилась больше всех
Политические партии, принявшие участие в столичных выборах, вместе потратили 286 млн грн. Таковы данные, поданные участниками выборов в Центризбирком. Больше всех потратилась президентская «Солидарность» — ее рекламная кампания стоила 133 млн. Далее идут партия «Рух за реформы» — 47 млн, «УКРОП» — 33 млн грн, «Оппозиционный блок» — 21 млн, «Самопомич» — 19 млн, «Свобода» — 12 млн, «Еднисть» — 6 млн, партия «Решительных граждан» и «Батькивщина» — по 1,3 млн грн, «Демальянс» — 1,2 млн.
Впрочем, достоверность этих цифр вызывает большие сомнения. По словам руководителя юридического отдела Комитета избирателей Украины Святослава Пикуля, 40 процентов затрат на агитацию остались незадекларированными. И это еще очень скромная цифра: согласно данным политтехнологов, с которыми поговорил «Капитал», рекламная кампания основных киевских кандидатов обошлась им почти в $33 млн (свыше 800 млн грн).
Кому и во сколько обошлись голоса избирателей
По данным опрошенных «Капиталом» экспертов, «Свобода» выделила на киевскую кампанию около 140 тысяч долларов. Кандидат от этой силы Александр Мирный убедил 38 038 избирателей. Таким образом, каждый из них обошелся партийной кассе всего по $3.
Высокий КПД показала и партия «Единство». В Александра Омельченко поверили 73 725 человек, а на рекламу партия потратила чуть более $300 тыс. Так что Сан Саныч за каждого избирателя отдал всего по $4. Впрочем, ходят слухи, что инвесторы дали на избирательную кампанию Омельченко намного больше денег, но куда их подевал Сан Саныч — неизвестно.
Другие кандидаты были не столь экономны. «Партия решительных граждан», по оценкам специалистов, на раскрутку Борислава Березы перед первым туром потратила около двух миллионов долларов. А это значит, что господин Береза, за которого по итогам двух туров проголосовали 279 543 человека, потратив по $7 за один голос.
Неплохой результат в соотношении — затраты — эффективность кампании показал «Демальянс». По оценкам экспертов, реальный бюджет партии составил не менее 250 тысяч долларов. За ее лидера Василия Гацко проголосовали 24 086 респондентов, получается — по $10 за каждый голос.
Должны быть довольны своими рекламщиками и в «Батькивщине». При скромных $750 тыс., Владимир Бондаренко набрал 68 460 голосов. То есть за каждый из них экс-глава КГГА фактически отдал всего по $11.
Хотя, самым удачным можно считать капиталовложение «Солидарности». За Виталия Кличко по итогам двух туров проголосовали 755 192 человека, а на предвыборную рекламу было потрачено $8 млн. Таким образом, каждая галочка напротив фамилии действующего мэра стоила 11 долларов. При этом он единственный, кто точно потратил деньги не зря.
Остальные кандидаты не только потратили значительные суммы, но и в результате мало что получили взамен.
«Самопомич» выделила на раскрутку киевского кандидата около миллиона долларов. За Сергея Гусовского вотировали 67 197 тысяч столичных жителей, то есть по $15 за голос.
«Оппозиционный блок» по данным опрошенных «Капиталом» экспертов потратил на предвыборную агитацию около полутора миллионов долларов. Но Александр Пузанов, баллотирующийся от этой силы, был убедителен лишь для 36 486 киевлян. Так что «ОБ» израсходовал по $40 на человека.
Довольно дорого обошелся голос избирателя лидеру «УКРОПа» Геннадию Корбану. Бюджет рекламной кампании соратника Игоря Коломойского — 4 млн. долларов, и они конвертировались в 22 737 голосов. Получаем по $176 за одного респондента.
Однако «антирекорд» поставил не он. На свою эпатажную кампанию Сергей Думчев промотал $15 млн. При этом за «носорога» проголосовали 34 117 человек: по $440 за каждого.
Дешево и сердито
Впрочем, по мнению экспертов, рекламная кампания-2015 стала одной из самых дешевых за последнее десятилетие.
«Многие из тех политсил, которые участвовали в выборах, имеют собственные СМИ, и имеют возможность разместить в них рекламу, сэкономив бюджет, — говорит политконсультант Дмитрий Джангиров. — Но могу сказать, что в целом это одна из самых дешевых рекламных кампаний за последнее десятилетие. По Киеву заметные кампании начинались от миллиона долларов. По другим регионам тратили от 3 до 5 млн. грн».
По мнению эксперта, точно оценить стоимость рекламных кампаний основных киевских игроков невозможно.
«Тяжело учесть рекламу и „джинсу“ в Интернете, а также участие в некоторых ток-шоу, за которые иногда также приходится платить», — считает Джангиров.
Политтехнолог Сергей Гайдай также считает некорректным оценивать голоса в условных единицах.
«Некоторые игроки, как, например Думчев или Береза, делали ставку исключительно на Киев, — поясняет Гайдай. — Другие же, хоть и участвовали в столичных выборах, не ставили главной целью тут победить. Так что говорить, мол, этот умница, а этот всё прошляпил неправильно: политики просто ставили перед собой разные цели».
Что касается стоимости рекламной кампании, то, по словам Гайдая, некоторые политики и сами не могут сказать точной цифры — ведь финансирование может быть сразу из нескольких источников.