Страховая компания «Оранта» утратила статус уполномоченного страховщика Ядерного страхового пула Украины (ЯСП). Такое решение приняло общее собрание ЯСП в прошлую пятницу. Вместо нее эту обязанность с нового года будет выполнять компания «ПРОСТО-страхование».
При этом общее количество уполномоченных страховщиков в Ядерном страховом пуле останется неизменным: кроме «ПРОСТО-страхование», такой статус сохраняется еще у трех компаний «Инго Украина», «Аска» и «Арма». Всего в пул входит 27 страховщиков
По собственному желанию
На счетах «Оранты», как уполномоченного члена ЯСП, хранятся средства зарубежных ядерных объединений, перестрахованные в Украине. Страховщик и пул не озвучивают размер суммы хранения. По оценкам участников рынка речь может идти об ежегодно поступающих от зарубежных пулов $3 млн.
Эксперты полагают, что утрата «Орантой» статуса уполномоченного страховщика ЯСП может быть связана с задержками по передаче хранящихся на ее счетах денег другим участникам украинского пула (в соответствии с их долей риска).
Но в компании эти предположения не подтвердили. «„Оранта“ добровольно и заранее, еще до общего собрания, направила в пул письмо о прекращении выполнения ею обязанностей уполномоченной компании», — сообщили в пресс-службе «Оранты». Гендиректор Ядерного страхового пула Александр Бабенко считает, что отказ страховщика от статуса уполномоченного связан со сменой стратегии его деятельности и политикой акционеров.
«Оранта» остается уполномоченным страховщиком пула по ранее заключенным (2007-2015 гг.) договорам. По словам председателя совета ЯСП Александра Завады, пока не решен вопрос, будет ли этот страховщик продолжать выполнять свои функции уполномоченной компании в 2016 году или же будет удовлетворено предложение самой компании передать старые договора вместе с остатками средств «ПРОСТО-страхованию». «Пока что отрабатываем возможный порядок передачи полномочий», — сообщил Александр Завада.
Перевод на спецсчета
Более актуальной темой, которая рассматривалась на общем собрании ЯСП, по словам Александра Бабенко, была реорганизация работы самого пула с тем, чтобы повысить требования к финансовому обеспечению участников ЯСП и к надежности банков, в которых размещаются средства финансового обеспечения ядерных рисков.
В частности, было принято решение открыть в ряде уполномоченных банков специальные счета для размещения таких средств. Специфика этих счетов заключается в том, что кроме самого страховщика контроль над ними получает Ядерный страховой пул. То есть средства финансового обеспечения банк не будет возвращать страховщику без согласия пула, который к тому же получает право на договорное списание денег в случае невыполнения компанией обязательств.
«Если раньше компания могла тихо закрыть такой депозит, то теперь пул будет контролировать деньги на специальном счете, и вывести их оттуда самостоятельно страховщик не сможет», — говорит Александр Бабенко.
Проект запущен еще полгода назад и на сегодняшний день уже два крупных банка — Креди Агриколь Банк и Райффайзен Банк Аваль — готовы к открытию спецсчетов. Уполномоченные члены ЯСП откроют их первыми уже в этом году, а все остальные участники пула, по решению общего собрания, обязаны открыть гарантийные спецсчета до 1 апреля 2016 года. Аналога такому проекту в Украине нет, утверждает Бабенко.
На личный счет
Положение Ядерного страхового пула предусматривает, что 60% собственного удержания или 100% резерва катастроф (берется большая из этих величин) страховщики обязаны размещать на гарантийных депозитных банковских счетах. Компании, финансовая устойчивость которых вызывает сомнения, должны резервировать на таких счетах не 60, а 100% средств. «Такие меры должны привлечь в пул компании со свободным реальным капиталом, в том числе „дочки“ иностранных страховых групп, которые раньше вышли из ЯСП, опасаясь того, что придется нести ответственность по обязательствам неплатежеспособных страховщиков», — говорит Александр Завада.
Более того, по его словам, ЯСП в будущем планирует самостоятельно, без участия уполномоченных страховщиков, в соответствии с практикой международной пулинговой системы, подписывать договоры страхования и перестрахования, а также получать средства страхователей и зарубежных пулов на свои счета и осуществлять с них платежи. «Это нужно сделать также для того, чтобы снизить риски пула, связанные с хозяйственной деятельностью уполномоченной компании», — говорит Александр Завада. Среди таких рисков он называет банкротство страховщика или арест его счетов по решению суда.
По закону ЯСП сегодня не может размещать на своих счетах средства, связанные с ядерными рисками. Поэтому пул планирует внести изменения в законодательство, в том числе в закон «О страховании», проект которого дорабатывается в Нацкомфинуслуг.
«Я считаю, что пул не может размещать на своих счетах премии по ядерным рискам, так как ЯСП — всего лишь неприбыльная общественная организация. У нее нет активов и резервов, и ей нечем ответить в случае ликвидации по таким обязательствам, в отличие от страховщиков», — считает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
По словам члена Нацкомфинуслуг Александра Залетова, рынок ядерных рисков Украины требует масштабных реформ, поэтому комиссия уделяет этому вопросу особое внимание. И если в будущем Ядерный страховой пул получит право подписывать договоры страхования и перестрахования, то и надзор за ним, равно как и за другими страховыми пулами, комиссия усилит.