Не прошло и девяти месяцев, как правительство наконец-то решилось обнародовать свою версию налоговой реформы. До конца года остался месяц, а компромисс с парламентом так и не найден, нет полной поддержки и в самом Кабмине. Но бизнес должен поверить, что с 1 января его ждет ни что иное, как сплошные стимулы для экономического развития, упрощение жизни и масса преимуществ. Впрочем, точечное улучшение администрирования на фоне расширения полномочий налоговых органов, повышения ставок и уровня штрафов дает повод бизнесу и экспертам называть предложения не реформой, а «провокацией и тупиком».
«Никто не читал»
Проект правительственной налоговой реформы был обнародован поздно вечером 30 ноября. Хотя, по словам источника в Кабмине, «команда разместить все» на сайте Минфина была дана еще утром 30 ноября. И речь идет не только об изменениях в Налоговый кодекс, но и о пакете законодательных инициатив, связанных с бюджетным процессом.
Обсуждение не задалось еще на стадии согласования документов членами правительства. К середине дня один из участников переговоров отметил, что «почти закончили» консультации по бюджету: «Но никто не читал же пока. На слух обсуждаем». Результата не было и к вечеру. «О чем мы могли договориться? — иронизирует источник. — Что-то отдельно согласовать не получится. Или все, или рвется баланс».
По сценарию формирования проекта бюджета на новой налоговой базе минус по доходам составляет 108 млрд грн. В итоге, проект бюджета-2016 был обнародован без дополнений, в частности, с прогнозами по налоговым поступлениям и распределению расходов. Вице-премьер Вячеслав Кириленко и министр соцполитики Павел Розенко просили до среды дополнения не публиковать. «Мы настаивали, так как выставлять несогласованные дополнения абсурдно. День-два, и они будут хотя бы реальными, — пояснил Павел Розенко. — Общие цифры доходов-расходов не бьют. Сокращение доходов есть, а для сокращения расходов резервов практически нет».
Новую редакцию Налогового кодекса, как и просили депутаты, Минфин предоставил. Но, как рассказывают в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики (из недр которого вышла либеральная версия реформы), с просьбой — к 16:00 1 декабря дать свои замечания.
Отметим, что проект Минфина — документ на 700 страницах. К нему прилагается еще пакет законопроектов с изменениями в ряд законов — от Уголовного кодекса до нормативных актов, регулирующих сбор и учет ЕСВ.
«Естественно все это никто не читал, и сегодняшние (1 декабря, — ред.) консультации уже членов правительства, премьер-министра с депутатами носили в основном технический характер. Депутаты делали акцент на той теме, в которой лучше разбираются — на каких-то моментах по трансфертному ценообразованию, демилитаризации налоговой милиции», — рассказал один из участников встречи.
Основные налоги
Анонсированные ранее ставки по основным налогам — на прибыль, НДС, с доходов физлиц и ЕСВ — в размере 20% заложены в проекте. В частности, по налогу на прибыль, ставка вырастет. Сейчас она равна 18% и, напомним, при принятии еще в 2010 году Налогового кодекса такой ее размер должен был стать базовым. По расчетам Минфина, снижение ставки на 1 п. п. будет стоить бюджету 2 млрд грн.
«Кабмин, по крайней мере, должен извиниться перед бизнесом, потому что ставка заложена в размере 18%, и когда она принималась, то правительство тоже говорило о стабильности», — отметил замглавы совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.
В качестве аргумента в свою пользу Минфин приводит предложения по отмене налоговых разниц и пересмотру практики уплаты авансовых платежей. Если новый кодекс вступит в силу, пояснила замминистра финансов Елена Макеева, то в декабре 2016 года плательщики заплатят аванс в размере всего 2/9 от налога на прибыль, начисленного за 9 месяцев.
Убирает правительство из действующих норм и ограничения по включению в валовые затраты расходов. Для предприятий, которые инвестируют в развитие в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, предложен инвестиционный налоговый кредит путем уменьшения налоговых обязательств. В то же время для ряда бизнесов к уже и так повышенной ставке налога на прибыль будет применяться надбавка в размере 15%. Речь идет о добыче газа частными компаниями. Рентную плату для них предложено снизить до 29% и 14%, в зависимости от глубины залежей, но определенным компенсатором станет надбавка. Для субъектов, которые занимаются букмекерской деятельностью, выпуском и проведением лотерей, а также азартных игр наряду со ставкой налога на прибыль планируется применить и налог на доход в размере 20%, сниженный на сумму сделанных игрокам выплат.
В то же время президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко отметил, что моментальный переход более 161 тыс. юридических лиц, которые сейчас находятся на едином налоге, на общую систему не будет способствовать увеличению платежей: «Это полностью убивает бизнес». Правда в заключительных положениях к кодексу прописаны нормы о применении минимальных штрафов — 1 грн — для тех, кто с нового года перейдет на общую систему.
«Переписаны понятия капитальных инвестиций, — добавила вице-президент, глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз. — Инвестицией считается то, что приобретено, а то, что произведено, — уже нет».
В то же время в разделе о НДС, где остается система электронного администрирования НДС, так и не вводится процедура автоматического возмещения налога для всех категорий плательщиков. «Ответы, которые ожидали получить, так и не получили. Зачем тогда эта система, по которой ГФС все видит, но в „автомате“ всем не возмещает», — заявил Олейник.
Более того, перечень критериев на получение НДС в автоматическом режиме не уменьшается, а плательщик еще и должен будет предоставить финансовую гарантию банка, который и оплатит возможное завышение предприятием бюджетного возмещения.
Однако Минфин в проекте прописывает норму о том, что плательщик не может быть лишен права на налоговый кредит, возмещение «за незначительные недочеты в оформлении первичных документов». Кроме того, для того чтобы «гарантировать прозрачность работы контролирующих органов», правительство предлагает всю информацию о возмещении — от сумм заявок до просроченной задолженности — сделать публичной. Также планируется обнародовать данные о переплатах, о количестве уголовных производств, поданных жалоб, суммах исковых жалоб плательщиков.
Как по налогу на прибыль, так и по НДС отменяется ряд налоговых льгот. Ставка НДС на лекарства будет повышена, преференций лишатся отрасли самолетостроения, книгоиздатели, как и обещалось, планируется ликвидировать спецрежим для аграриев, а также лесного хозяйства и рыболовли.
Акцизные сюрпризы
Для плательщиков акциза в кодексе также заложено много новых сюрпризов. Полной неожиданностью для производителей крепкого алкоголя стало повышение ставки акциза вдвое — с 70,53 грн за 1 л 100%-го спирта до 141,06 грн. Причем ежегодно ее уровень будет повышаться еще на 5% и к 2020 году составит 171,47 грн. Изначально Минфин декларировал ставку в 105,8 грн.
Производители отмечают, что Минфин так и не соизволил встретиться с участниками рынка. Глава ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк уверен, что 100%-е повышение акциза на алкоголь приведет к катастрофическим последствиям. Бутылка водки 0,5 л будет стоить 90 грн (сейчас минимальная стоимость почти 55 грн), а производство сократится вдвое. «Уже с начала года половина предприятий ликеро-водочной отрасли будет вынуждена остановить производство, а почти полмиллиона людей останутся без работы, — уточнил Остапюк. — Налоговые поступления будут сокращены на 50%. В Украине воцарится эра отравлений фальсификатом, а доля теневого сектора вырастет до 65%. Именно таких последствий ожидает отрасль после принятия этого кодекса».
Что самое обидное, добавляют участники рынка, под такие изменения прописан бюджет. «И таким образом всех раком ставят: или вот такая фигня, или нет бюджета. Вот интересно, что наши министры будут говорить на Кабмине по этому поводу», — возмутился один из производителей.
Не слишком довольны ставками и на пивном рынке (рост акциза вдвое, до 2,48 грн/1 л, к 2020 году — 3,01 грн), но в первую очередь — лукавством Минфина. Он, сравнивая уровень нагрузки с Европой, забыл упомянуть, что в Украине акциз состоит из двух компонентов: налог с производителей плюс 5% с розницы.
«Если посчитать общую акцизную нагрузку на продукт, то по пиву мы уже при нынешних ставках практически в Европе, без всяких дальнейших повышений, — пояснил директор по корпоративным связям EfesUkraine Валентин Бойницкий. — А приводить в пример ставки „отдельных европейских стран“ в гривнах, не приводя при этом зарплаты „отдельных европейских стран“ в гривнах — это явная манипулятивная риторика».
Менеджер по вопросам фискального регулирования «Филип Моррис Украина» Алексей Калиниченко отметил, что и в табачной отрасли любые предложения участников рынка, которые неоднократно обсуждались с Минфином, были проигнорированы. Новый проект Налогового кодекса сохранил все противоречия действующего закона. Например, срок оплаты акциза «при покупке акцизных марок», пояснил он, опережает дату возникновения налоговых обязательств. Определение «максимальной розничной цены» — в конфликте с нормой об акцизе, объектом налогообложения которого является розничная реализация, а сам акциз начисляется дополнительно к максимальной розничной цене. «Мы не видим, каким образом резкое поднятие ставок и замораживание существующих законодательных противоречий может «создать конкурентные условия в налогообложении и стимулировать экономическую деятельность в Украине», — резюмировал Калиниченко.
Кроме того, в проекте кодекса Минфин зафиксировал норму о передаче в армию конфискованных сигарет, хотя до этого высказывался против такой практики. Отметим, что подобная норма будет действовать и в отношении конфискованных автомобилей.
Планируется и введение электронного администрирования акцизного налога и электронной марки. В Минфине отмечают, что эта норма практически полностью была позаимствована из депутатского проекта налоговой реформы. Однако электронная марка не исключает наличие бумажной.
За введение электронной системы контроля за оборотом и производством подакцизных товаров выступает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. Этот механизм, по аналогии с НДС, даст возможность значительно сократить теневой оборот топлива. По его словам, в этом году теневой оборот составит 23% (около 600 тыс. т). «Через пистолет на заправках продают больше, чем закупают, с помощью акцизной накладной будет вестись сверка. Это предложение — не самодеятельность. Оно действительно было обсуждено с участниками рынка, и все его поддерживают. Кричат только те, кто занимается схемами», — заявил Куюн.
Недостатки против преимуществ
В Минфине заверяют, что их вариант реформы даст только преимущества: бизнес-среда станет конкурентной, предприятия получат выгоды от макроэкономической стабильности. Закладывается и законодательная стабильность — мораторий на два года на внесение изменений в налоговое законодательство.
В то же время в процедуре администрирования налогов не так много улучшений. На фоне увеличения штрафов практически по всем видам нарушений в 10 раз и расширения полномочий ГФС, создание электронного кабинета плательщиков, перевод процедуры рассмотрения жалоб на центральный уровень не так уж и ярко выглядит.
Например, дополнительным поводом для внеплановой документальной проверки может стать временная приостановка хоздеятельности. ГФС может без решения суда получить доступ к информации о наличии, балансе и движении средств на счетах юридических и физлиц. Сейчас это возможно лишь после обращения в суд, данные о балансе банками не предоставляются.
«В зобу дыханье сперло, как прочитал реформу. Отсутствуют подвижки в администрировании, убивается упрощенная система, возникает налоговая милиция — только под новым именем», — возмутился Леонид Рубаненко.
Даже крупный бизнес, которому важны не столько ставки, сколько качественные условия администрирования, и то не видит особенных стимулов. «Мы спрашивали, как на теневом секторе отразится реформа, ответа не получили, — отметила исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко. — Сложно, конечно, проект назвать прорывом — все ставки по 20%, декларирование, что в 2018 году будет единая ставка НДФЛ и ЕСВ — тоже хорошо».
При этом она и считает, что для полной адаптации бизнеса и контролирующих органов к новым правилам необходим год, поэтому вступить в силу документ должен с 2017 года. «Если уж мочи нет терпеть, то хотя бы один квартал поработать и с полугодия начать жить по новым правилам», — подчеркнула Деревянко.
Последствием принятия этого варианта налоговой реформы, уверен Дмитрий Олейник, может стать полный хаос в ближайшие три месяца, а то и полгода. В то же время Рубаненко уверен, что «провокация» от Минфина никогда не пройдет парламент.
1 декабря на консультациях в правительстве премьер-министр Арсений Яценюк призвал депутатов к конкретным предложениям. Если есть необходимость снижать ставки, то должны быть предложения и по компенсаторам. Елена Макеева добавила, что Минфин даже готов прописать в кодексе переходной период и закрепить снижение ставки прибыли до 18-19% с 2017 года, а через год — еще больше. Также Минфин готов к дискуссии и по ставкам ЕСВ, однако пока конкретных предложений от депутатов не поступало.
На прошлой неделе Кабмин анонсировал принятие всего пакета законодательных изменений 2 декабря. В этот же день документы обещали передать и в парламент. Однако в повестке сегодняшнего заседания правительства эти вопросы не фигурируют. Источник в Кабинете министров не исключает, что пока их не будут выносить: «Настроения ожидаемые. Все — приехали».
"Даже крупный бизнес, которому важны не столько ставки, сколько качественные условия администрирования"
в этой фразе вся суть нищеты Украины- все до единой экспортной операции олигархами проходят через оффшоры, бюджет получает 3 коп, олигарх все сливки. Если это не остановлено, всё остальное халва